– Прежде всего необходимо разработать и утвердить локальный нормативный акт об использовании интернета. Этим документом определяются допустимые границы использования Всемирной паутины работниками.
Для закрепления норм по использованию интернета в рабочее время можно воспользоваться двумя вариантами. В соответствии с первым разработать отдельный документ, например, положение о предоставлении доступа и использовании ресурсов сети интернет и в нем подробно отобразить все необходимые условия. При втором варианте не разрабатывать отдельный документ, а включить нормы в правила внутреннего трудового распорядка, а если эти правила уже утверждены – путем внесения в них дополнений.
«1.1. Доступ к интернет-ресурсам осуществляется по заявке непосредственного руководителя.
1.2. Работники обязаны использовать интернет только в служебных целях. Использовать интернет-ресурсы компании в личных целях запрещается.
1.3. Работникам запрещено:
1.3.1. Посещать определенные сайты и пользоваться определенными серверами (указать, какими именно);
1.3.2. Прием, передача и запись (скачивание) файлов мультимедиа (видео, музыка, игры и пр.);
1.3.3. Играть в игры с использованием интернет-ресурсов.
1.4. Информация о посещении работниками интернет-ресурсов протоколируется для последующего анализа и может быть предоставлена руководителю.
1.5. Нарушение правил пользования интернетом, установленных настоящим Положением (правилами), является дисциплинарным проступком и может повлечь за собой наложение на работника взыскания».
Во избежание споров с работником о необходимости использования тех или иных сайтов в его трудовой деятельности следует четко прописать в должностной инструкции работника использование социальных сетей (других сайтов). К примеру, если работнику необходимо использовать интернет для привлечения клиентов, то в должностной инструкции следует указать на такое использование исключительно для выполнения должностных обязанностей.
«При необходимости и с согласия непосредственного руководителя работник может пользоваться ресурсами сети интернет. Такое использование разрешается исключительно в целях выполнения должностных обязанностей работником. Использование сети интернет в личных целях в течение рабочего времени запрещается».
Такой пункт следует внести в договоры с вновь принятыми работниками. А если работники уже трудятся на протяжении определенного времени, то рекомендуется внести такой пункт трудового договора путем заключения дополнительного соглашения.
Иногда в организации закрывается доступ к социальным сетям. Однако некоторым сотрудникам доступ к ним просто необходим для работы. Например, маркетологам для анализа необходимой информации из соцсетей. В этом случае следует в положении об использовании Всемирной паутины, либо в специальном приказе перечислить те категории работников, кому по работе открыт доступ к «запрещенным» сайтам.
Если организация приняла все-таки решение о контроле использования работниками доступа к Всемирной паутине, то можно применять различные программные средства. Это следует закрепить, к примеру, в приказе о введении системы фильтрации трафика в сети интернет:
ПРИКАЗЫВАЮ:1. Руководителю отдела информационных технологий внедрить на всех компьютерах организации систему фильтрации с выдачей паролей их владельцам. 2. Отделу кадров ознакомить каждого сотрудника с настоящим приказом».
Если же, несмотря на то, что все требования закрепили в локальных актах, а работники продолжают посещать развлекательные сайты, то тогда грамотно оформляем нарушение работником указанных запретов.
Прежде всего необходимо документально зафиксировать нарушение сотрудником правил пользования интернетом. Подтверждением могут быть:
– служебные / докладные записки, акты за подписями работников IТ-отдела, службы безопасности, непосредственного руководителя, коллег: «Довожу до вашего сведения, что мной, начальником отдела информационных сведений, была получена информация, что 16 декабря 2019 года менеджером … были посещены сайты,посещение которых возможно не связано с его должностными обязанностями. Прошу провести служебное расследование по факту нецелевого использования интернета»;
– распечатки отдельных страниц социальных сетей, содержащих внеслужебную переписку в рабочее время;
– протоколы посещения работником под его логином и паролем социальных сетей в рабочее время и т.д.
Для разъяснения ситуации следует провести так называемое служебное расследование. В частности, запросить у работника письменное объяснение и ожидать его в течение 2 рабочих дней (согласно ТК для дальнейшего применения дисциплинарного наказания в случае необходимости). Предоставленное объяснение следует тщательно проанализировать. Может, работнику удастся обосновать свое посещение социальных сетей выполнением служебных обязанностей.
Работник может по-разному объяснить такой факт. Например, посещение запрещенных сайтов было во время обеденного перерыва. Действительно, перерыв в течение рабочего дня является временем отдыха. В этот период работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и может использовать это время по своему усмотрению. Однако для этого он должен пользоваться своим личным мобильным телефоном или планшетом. Если для посещения развлекательных веб-сайтов он использует рабочий компьютер и служебный интернет-трафик, то имеет место нецелевое использование ресурсов работодателя.
По итогам служебного расследования работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности. Наложение дисциплинарного взыскания оформляется приказом в произвольной форме, с которым сотрудник ознакомится под подпись.
Елена ЕРМОХИНА,
юрист-эксперт.
➤ TELEGRAM: 👉https://t.me/soliq_plus
🔰FACEBOOK: https://fb.com/Soliqplusuz
Условия использования материалов: Все права защищены законами Республики Узбекистан о средствах массовой информации и об авторском праве и смежных правах.
1) Необходимо поставить голубой линк к слову «Soliq plus / Налоги плюс» и направить на наш телеграм канал https://t.me/soliq_plus
2) Неосведомленность об этих правилах не освобождает от ответственности, зафиксированной в соответствующих законодательных актах.