ЭЛЕКТРОННАЯ ТРУДОВАЯ КНИЖКА: ЧТО, ГДЕ И КАК?

Согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан от 31 октября 2019 года «О мерах по внедрению межведомственного аппаратно-программного комплекса «Единая национальная система труда» (№ ПП-4502), с 1 января 2020 года все организации и предприятия, независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, должны перейти на электронные трудовые книжки. С этой целью внедряется межведомственный аппаратно-программный комплекс «Единая национальная система труда» (далее — МАПК «ЕНСТ»). Именно в этой системе и необходимо осуществлять электронную регистрацию трудовых отношений между работодателями и работниками.

Стоит помнить, что в настоящее время эта система предназначена исключительно для регистрации трудовых отношений между работником и работодателем, и пока необходимо продолжать заключать трудовые договоры в бумажной форме.

МАПК «ЕНСТ» доступна по ссылке https:\\my.mehnat.uz – интерфейс на узбекском и русском языках.

В МАПК «ЕНСТ» может войти как работодатель – посредством использования ЭЦП (электронная цифровая подпись), так и работник – посредством ЭЦП или через OneID (единая система идентификации предназначена для легкого доступа всех пользователей к различным информационным системам электронного правительства). Пользование МАПК «ЕНСТ» абсолютно для всех пользователей бесплатное. Это очень понятный программный комплекс, при входе в который происходит небольшое обучение пользователей работе с программой. Однако хотелось бы ответить на основные вопросы, часто встречающиеся у работников отдела кадров либо лиц, на которых возложена обязанность по ведению кадровой работы.

Что необходимо для работы

Помимо компьютера, наличия ЭЦП, доступа к интернету у пользователя, на самом компьютере необходимо установить E-IMZO, а также интернет-браузер Google Chrome. МАПК «ЕНСТ» работает исключительно через этот интернет-браузер.

Насколько сложно?

Работать в МАПК «ЕНСТ» несложно, в среднем ввод данных по одному работнику занимает 5–7 минут. Конечно, со временем скорость ввода информации увеличится, и ввод данных, что вполне естественно, ускорится.

Формирование электронной трудовой книжки

Электронная трудовая книжка формируется автоматически на основании данных, вводимых работодателями при регистрации трудовых договоров и изменений либо дополнений к ним.

Что надо помнить

Игнорирование регистрации трудовых договоров в МАПК «ЕНСТ» влечет за собой нарушение трудового законодательства и применение к должностному лицу штрафных санкций по статье 49 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности (нарушение законодательства о труде и охране труда) в размере от пяти до десяти минимальных размеров заработной платы.

ВАЖНО! До 1 сентября 2020 года в МАПК «ЕНСТ» необходимо внести данные по уже заключенным на вашем предприятии трудовым договорам со всеми изменениями и дополнениями. Не нужно вносить данные о тех, кто прекратил трудовые отношения, а также об отпусках, полученных до 2020 года.

До дня прекращения трудовых отношений с уже работающими на предприятии сотрудниками работодатель должен вести дублирующие записи и в бумажной трудовой книжке, и в МАПК «ЕНСТ». При прекращении трудового договора заполненная бумажная трудовая книжка передается на хранение работнику.

Начиная с 1 января 2020 года прекратится выдача бумажных трудовых книжек, а значит, и при приеме на работу работодатель больше не должен требовать у работника его бумажную трудовую книжку.

Трудовой стаж работника, в том числе при назначении пенсии, в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан» исчисляется на основании периода трудовой деятельности, осуществляемой работником:

↘ после 1 января 2020 года – на основе данных, содержащихся в МАПК «ЕНСТ» (кроме отдельных случаев, определенных законодательством);

↘ до 1 января 2020 года – в установленном до внедрения МАПК «ЕНСТ» порядке.

Сведения из МАПК «ЕНСТ» не надо подтверждать справками от бывших работодателей, из архивов и от других уполномоченных организаций, вне зависимости от форм собственности. Информация верифицируется автоматически в момент внесения, она также интегрирована с системами Государственного налогового комитета, Государственного центра персонализации, Внебюджетного пенсионного фонда, министерств здравоохранения и высшего и среднего специального образования, «Народного банка» и органов по труду.

При работе с МАПК «ЕНСТ» (далее – система) необходимо в самом начале проверить информацию о работодателе и заполнить пустые поля на этой странице при их наличии. А также создать в системе подразделения и организации в соответствии со штатным расписанием вашего предприятия. Если согласно штатному расписанию вашего предприятия у вас не предусмотрены отделы/департаменты/управления, то этот шаг пропускается.

Затем создать в системе рабочие места согласно штатному расписанию. Каждое рабочее место создается отдельно.

Не стоит забывать, что, если рабочее место является вакантным более пяти дней, оно автоматически попадает в республиканскую базу данных о вакансиях, доступную на сайте https:\\ish.mehnat.uz. В том случае, если вам необходимо разместить сведения о вакансии на созданное рабочее место, то это можно сделать значительно раньше, сразу после создания в системе рабочего места, проставив галочку в соответствующем поле «Отобразить рабочее место в качестве вакансии бессрочно».

При приеме работника на работу необходимо нажать кнопку «Регистрация трудового договора». В системе данная кнопка появляется автоматически на главной странице после создания рабочего места, кнопка выделена красным цветом. Нажав эту кнопку, необходимо ввести информацию о заключенном трудовом договоре.

В дальнейшем нужно вносить изменения и дополнения в заключенные трудовые договоры с работниками путем оформления с ними дополнительных соглашений, используя соответствующую вкладку в системе. Регистрировать новые трудовые договоры и прекращение трудовых договоров с работниками. Регистрировать социальные отпуска, предусмотренные действующим трудовым законодательством.

Очевидно и то, что МАПК «ЕНСТ» – это исключительно регистрация уже заключенных трудовых договоров с работниками, и в любом случае необходимо продолжать заключение бумажных трудовых договоров и изменений/дополнений к ним. Вполне возможно, что в дальнейшем и заключение трудовых договоров и изменений/дополнений к ним будет осуществляться в электронной форме.

В МАПК «ЕНСТ» не нужно осуществлять регистрацию договоров гражданско-правового характера, так как они не регулируются трудовым законодательством, а лица, исполняющие работы или оказывающие услуги по данному договору, – не являются работниками вашего предприятия.

Для любых изменений/дополнений, вносимых в трудовые договоры, зарегистрированные в МАПК «ЕНСТ», а также при регистрации самого трудового договора необходимо использовать ЭЦП.

При регистрации в системе трудового договора необходимо выбрать название должности в соответствии с Классификатором основных должностей служащих и профессий рабочих (далее по тексту – Классификатор). Зачастую именно этот пункт вызывает наибольшее количество вопросов, так как в Классификаторе есть не все должности. Однако не стоит забывать, что, согласно п.2 Классификатора, наименования должностей, вне зависимости от формы собственности работодателя, должны ему соответствовать. Если так вышло, что наименование должности у работодателя не соответствует тому, что выдает система, – необходимо выбрать наиболее подходящую должность по Классификатору, а в следующей строке написать наименование той должности, которую занимает работник.

Очень часто возникают такие вопросы: нужно ли сканировать какие-то документы и как быть, если при вводе данных допущена ошибка?

При работе с системой не нужно сканировать приказы о приеме на работу, переводе, о прекращении трудовых договоров или любые иные приказы, в том числе трудовые договоры и/или изменения/дополнения к ним и прикреплять их к внесенным записям.

Если допустили ошибку при создании подразделения или рабочего места, система позволяет внести исправления. Для этого необходимо на главной странице системы выбрать нужное подразделение или рабочее место и нажать кнопку с изображением карандашика. В появившемся окошке надо внести изменения и сохранить их.

Важно помнить, что внести изменения в данные рабочего места возможно исключительно при отсутствии регистрации трудового договора на это рабочее место.

Если необходимо удалить созданное по ошибке подразделение или рабочее место, надо на главной странице системы выбрать нужное подразделение или рабочее место и нажать кнопку с изображением корзины.

Важно помнить, что удалить созданное подразделение или рабочее место возможно исключительно при отсутствии регистрации трудового договора на это рабочее место, и если в составе самого подразделения отсутствует отдел.

Не стоит также переживать, что при регистрации трудового договора в системе необходимо указывать сведения о заработной плате работников. Эти данные не являются коммерческой тайной в соответствии с Законом РУз «О коммерческой тайне». Кроме этого, в системе есть возможность, она появилась сравнительно недавно, использовать строку «согласно штатному расписанию» и не указывать размер заработной платы при регистрации трудового договора.

Теперь перейдем к этапу «Формирование штатного расписания предприятия». Помните, что название каждого этапа дано условно исключительно для понимания порядка работы в системе.

Формирование штатного расписания предприятия

На этом этапе регистрируются абсолютно все подразделения (отделы), департаменты, управления при их наличии в штатном расписании, в том числе и обособленные подразделения. Не регистрируются только те подразделения, которые зарегистрированы в качестве самостоятельного юридического лица и имеют отдельный ИНН.

Если у работодателя предусмотрено делегирование подразделениям полномочий по оформлению трудовых отношений с работниками, предположим каждый филиал осуществляет самостоятельно кадровое делопроизводство, то данная функция также доступна и в системе. Для ее использования необходимо связаться с оператором МАПК «ЕНСТ» – ООО «Mehnat.uz» (дирекция по управлению ЕНСТ).

Регистрация: трудового договора

При регистрации трудового договора в системе необходимо внести данные о работнике. Чтобы упростить работу и исключить возможность ошибки, в системе предусмотрен автоматический ввод таких данных, как фамилия, имя, отчество, на основе ввода паспортных данных работника. Адрес проживания работника необходимо заполнить вручную. Важно помнить, что у работника должен быть паспорт нового образца. Помимо ввода паспортных данных (серия и номер паспорта), также необходимо ввести ПИНФЛ из паспорта.

После ввода серии, номера паспорта работника и ПИНФЛ появится окошко регистрации трудового договора. В него вводятся следующие данные: номер трудового договора, дата его заключения, срок действия (при отсутствии срока действия выбираете «бессрочно»), режим рабочего времени работника, информация об испытательном сроке, при его наличии, информация о виде занятости, отпусках (указываете продолжительность основного и дополнительного отпуска), оплате труда, включая надбавки при их наличии, без указания их размера.

Если работодатель неверно ввел данные, в течение пяти рабочих дней после их ввода доступна функция редактирования.

После регистрации трудового договора на главной странице появится соответствующая информация о работнике и возможность ввода соответствующего приказа о приеме на работу.

В системе также возможно регистрировать иностранных работников, работников с видом на жительство, работников без гражданства.

дополнительных соглашений

Для регистрации дополнительного соглашения необходимо на главной странице нажать на «ФИО работника» и в появившемся окошке нажать кнопку «регистрация дополнительного соглашения». Заполнить появившееся окошко.

отпусков

Для регистрации социального отпуска необходимо на главной странице нажать на «ФИО работника» и в появившемся окошке нажать кнопку «регистрация отпуска». После этого на экран выйдет окошко с разновидностью социальных отпусков. Работодателю необходимо выбрать тот отпуск, в который работник отправляется, и заполнить появившееся окошко.

прекращения трудового договора

Для регистрации прекращения трудового договора необходимо на главной странице нажать на «ФИО работника» и в появившемся окошке нажать красную кнопку (она снизу) «регистрация прекращения трудового договора». При прекращении трудового договора вносятся номер и дата приказа о прекращении трудового договора, основание его прекращения, т.е. соответствующая статья Трудового кодекса, на основании которой с данным работником прекращен трудовой договор.

После регистрации прекращения трудового договора все записи о трудовом договоре автоматически попадают в электронный архив предприятия, который содержит информацию о заключенных трудовых договорах с работниками за весь период деятельности предприятия, а также об изменениях/дополнениях и прекращениях трудовых договоров с работниками. Архив доступен в персональном кабинете работодателя и расположен на главной странице вверху.

В самом начале писалось, что данной системой могут пользоваться не только работодатели, но и работники посредством использования ЭЦП или через OneID.

Для получения ЭЦП работнику необходимо обратиться в ближайший Центр государственных услуг (ЦГУ), подать соответствующее заявление на получение ЭЦП и уплатить государственную пошлину за ее выдачу. При обращении в ЦГУ работник должен иметь при себе паспорт.

Для регистрации в OneID необходимо пройти по ссылке https:\\id.gov.uz и осуществить пошагово соответствующую процедуру.

После регистрации в OneID или получения ЭЦП работник точно так же заходит на сайт https:\\my.mehnat.uz, выбирает удобный для себя язык (русский или узбекский) и осуществляет вход.

Чтобы внести изменения в свои персональные данные, содержащиеся в ЕНСТ, необходимо письменно обратиться к работодателю с просьбой о внесении соответствующих изменений. В случае смерти работника или выезда из страны на ПМЖ данные персонального кабинета работника продолжают храниться в ЕНСТ и могут быть предоставлены доверенным лицам или законным наследникам.

КСТАТИ. Работник может самостоятельно вносить в систему информацию о предыдущем стаже работы через свой персональный кабинет. Внесенная информация должна быть верифицирована (подтверждена) органами Внебюджетного пенсионного фонда не позднее 15 дней после внесения записи.

Работодателю доступны данные о работнике только до прекращения с ним трудового договора. Ему также не будет доступна информация о последующих местах работы работника.

Если физическое лицо имеет статус «самозанятого», информацию о нем в систему вносят органы по труду на основании временного трудового удостоверения для самозанятых. Вносимый период осуществления трудовой деятельности соответствует сроку действия выданного удостоверения (от 1 до 12 месяцев) и включается в трудовой стаж физического лица для исчисления пенсии без предоставления удостоверения.

Анастасия ДОМНИКОВА.


TELEGRAM: 👉https://t.me/soliq_plus

🔰FACEBOOK: https://fb.com/Soliqplusuz



Барча ҳуқуқлар ҳимояланган. Сайтдан маълумот олинганда манба кўрсатилиши шарт.
Условия использования материалов: Все права защищены законами Республики Узбекистан о средствах массовой информации и об авторском праве и смежных правах.

1) Необходимо поставить голубой линк к слову «Soliq plus / Налоги плюс» и направить на наш телеграм канал https://t.me/soliq_plus
2) Неосведомленность об этих правилах не освобождает от ответственности, зафиксированной в соответствующих законодательных актах.