Правонарушения в сфере уплаты налогов и других обязательных платежей

Начнем с того, что законодательство об административной ответственности основывается на принципах законности, равноправия граждан перед законом, демократизма, гуманизма, справедливости и неотвратимой ответственности за вину. Сегодня мы рассмотрим несколько видов правонарушений в налоговой сфере и иных обязательных платежей.

УПЛАТА НАЛОГОВ

Умышленное сокрытие (занижение) прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения либо иное умышленное уклонение от уплаты налогов и других обязательных платежей грозит штрафом для должностных лиц – от 5 до 7 базовых расчетных величин (далее БРВ).

Напомним, что размер БРВ составляет 223 000 сумов.

То же правонарушение, совершенное в значительном размере, влечет уже штраф для должностных лиц от 10 до 15 БРВ. Значительный размер подразумевает размер в пределах от ста до трехсот БРВ.

Под уклонением от уплаты налогов и других обязательных платежей следует понимать умышленное сокрытие, занижение прибыли (дохода) или других объектов налогообложения, а равно иное умышленное уклонение от уплаты налогов и других обязательных платежей.

Сокрытие прибыли (дохода) или других объектов налогообложения – это умышленное неотражение в соответствующих документах налоговой отчетности, представляемых в органы государственной налоговой службы, фактических данных получения прибыли (дохода), а также нарушение порядка учета ее поступления с целью утаивания информации о наличии прибыли (дохода).

Занижение прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения выражается во внесении в документы налоговой отчетности, представляемые в органы государственной налоговой службы, заведомо не соответствующей действительности информации о величине объекта налогообложения, скорректированной в сторону ее снижения (уменьшения).

Иное умышленное уклонение от уплаты налогов и других обязательных платежей выражается в любых иных умышленных деяниях налогоплательщика, выразившихся в непредставлении в органы государственной налоговой службы документов налоговой отчетности либо иных документов, представление которых в соответствии с налоговым законодательством является обязательным, за исключением случаев невыполнения указанного действия в силу обстоятельств, не зависящих от воли человека.

Для выяснения содержания понятий «доходы», «прибыль», «объекты налогообложения», «налоги», «другие обязательные платежи» следует исходить из норм Налогового кодекса Республики Узбекистан (далее по тексту – НК РУз), действовавшего на момент совершения деяния.

Согласно части второй статьи 23 НК РУз к налогам относятся:

1) налог на прибыль юридических лиц;

2) налог на доходы физических лиц;

3) налог на добавленную стоимость;

4) акцизный налог;

5) налоги и специальные платежи для недропользователей;

6) налог за пользование водными ресурсами;

7) налог на имущество;

8) земельный налог;

9) налог на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств.

ВАЖНО! В случаях и порядке, установленных НК РУз, может применяться порядок упрощенного налогообложения (единый налоговый платеж, единый земельный налог, фиксированный налог по отдельным видам предпринимательской деятельности).

К другим обязательным платежам (часть третья статьи 23 НК РУз) относятся:

1) обязательные платежи в государственные целевые фонды:

единый социальный платеж;
страховые взносы граждан во Внебюджетный пенсионный фонд;
обязательные отчисления в государственные целевые фонды;
сборы в Республиканский дорожный фонд;

2) государственная пошлина;

3) таможенные платежи;

4) сбор за право розничной торговли отдельными видами товаров и оказание отдельных видов услуг.

По закону (часть седьмая статьи 23 НК РУз) в период реализации государственных общенациональных программ могут создаваться соответствующие фонды, в которых устанавливаются обязательные платежи в порядке, предусмотренном законодательством.

НАКОПИТЕЛЬНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ВЗНОСЫ

Работодатель обязан ежемесячно предоставлять в филиал Народного банка по месту своего нахождения копию платежного документа о внесении накопительных пенсионных взносов, реестр работников с указанием номеров индивидуальных накопительных пенсионных счетов, фамилий, суммы начисленной заработной платы, иного дохода и накопительных пенсионных взносов каждого работника.

Народный банк на основании платежного документа и реестра зачисляет средства на индивидуальные накопительные пенсионные счета (статья 15 Закона «О накопительном пенсионном обеспечении граждан»).

ВАЖНО! Умышленное непредоставление сведений или предоставление недостоверных сведений должностными лицами юридических лиц – работодателей в филиал Народного банка, необходимых для постановки на учет граждан в накопительной пенсионной системе, об изменениях, связанных с персональными данными граждан, а равно непредоставление работникам сведений о начисленных и внесенных накопительных пенсионных взносах влечет наложение штрафа от 2 до 4 БРВ.

Работодатель ежемесячно производит обязательные накопительные пенсионные взносы за счет соответствующего уменьшения суммы начисленного в соответствии с законодательством налога на доходы физических лиц.

Размер обязательных накопительных пенсионных взносов исчисляется от суммы заработной платы и иного дохода работников, включая работающих пенсионеров, и устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан ежегодно при формировании Государственного бюджета Республики Узбекистан на очередной год.

ВАЖНО! Уклонение от внесения обязательных накопительных пенсионных взносов влечет штраф на должностных лиц от 3 до 5 БРВ.

ПОРЯДОК АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

Обязательной аудиторской проверке ежегодно подлежат:

► акционерные общества;

► банки и иные кредитные организации;

► страховые организации;

► инвестиционные и иные фонды, аккумулирующие средства юридических и физических лиц, и их доверительные управляющие инвестиционными активами;

► благотворительные и иные общественные фонды, источниками которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц;

► внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами;

► хозяйствующие субъекты, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую государству, и государственные унитарные предприятия;

► фондовые и товарные биржи. Заказчиком обязательной аудиторской проверки выступает хозяйствующий субъект. Выбор аудиторской организации согласуется с собственником, общим собранием участников (акционеров) хозяйствующего субъекта (статья 10 Закона «Об аудиторской деятельности»).

ВАЖНО! Уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки хозяйствующего субъекта влечет наложение штрафа на должностных лиц от 5 до 10 БРВ.

Елена ЕРМОХИНА,
юрист-эксперт.


TELEGRAM: 👉https://t.me/soliq_plus

🔰FACEBOOK: https://fb.com/Soliqplusuz



Барча ҳуқуқлар ҳимояланган. Сайтдан маълумот олинганда манба кўрсатилиши шарт.
Условия использования материалов: Все права защищены законами Республики Узбекистан о средствах массовой информации и об авторском праве и смежных правах.

1) Необходимо поставить голубой линк к слову «Soliq plus / Налоги плюс» и направить на наш телеграм канал https://t.me/soliq_plus
2) Неосведомленность об этих правилах не освобождает от ответственности, зафиксированной в соответствующих законодательных актах.