Алишер ИСАЕВ: «ТОРГОВЛЯ – ЭТО ЦЕЛАЯ НАУКА»

Наш собеседник Алишер ИСАЕВ – основатель бизнес -проектов «SalesDoctor» и «Robokids», ведущий специалист в области организации работы компаний и совершенствования системы продаж, делится своими профессиональными секретами.

– Алишер, как-то в интервью вы сказали, что торговля – это не просто продажа, а целая наука. Значит ли это, что к торговле нужно подходить творчески?

– Слово «продажа» подразумевает не только сам процесс торговли, но прежде всего решение проблем клиента. То есть, предлагая услугу или товар, это предложение решить вашу проблему. А это значит, что я должен понимать вашу проблему лучше, чем вы сами.

– Что вы посоветуете молодым людям, которые хотят начать свой бизнес?

– Рассказать, как организовать бизнес без необходимых представлений и знаний о нем, это все равно, что врачу выписывать лекарства, не осмотрев больного, который пришел к нему на прием. Универсальных рецептов не может быть. Прежде чем лечить, врач должен поставить диагноз, сделать анализы. Также и в бизнесе, прежде чем его начать, следует изучить рынок, проанализировать риски и выгоды, и только потом браться за дело.

– В большинстве развитых стран бизнесмены занимаются меценатством, часть прибыли тратят на реализацию гуманитарных проектов, поддержку молодых талантов. Как вы на это смотрите?

– Каждый бизнесмен создал свое дело ради прибыли, а не для того, чтобы заниматься благотворительностью. Но это вовсе не означает, что следует всего себя посвятить погоне за деньгами. Например, когда вы играете в пинг-понг, вы следите за шариком и столом. Удача будет у того, кто все внимание сосредоточит на игре, а не на текущем счете. А еще нужно повышать мастерство. В бизнесе также, сосредоточившись на процессе, применив все свои знания и мастерство, вы одержите победу и деньги придут сами.

– Как много выделяется средств нашими бизнесменами на строительство социальных объектов и как происходит распределение по сферам?

– Большинство людей выделяют личные средства на благотворительные цели, но очень редко это делается публично, как правило, это происходит без афиширования. Иногда кажется, что спонсорские средства неравномерно распределяются по всем сферам. Однако это происходит на усмотрение мецената, зависит от степени важности последних.

– Как вам кажется, снижение ставки НДС с 20 до 15% решает проблемы или все-таки было бы лучше, если бы она опустилась до 12 процентов?

– Понятно, что, чем меньше ставка НДС, тем скорее бизнес выйдет из «тени». По моим предположениям, 30-40 процентов средств предпринимателей остается в «тени», в частности, из-за порога налогооблагаемого оборота. Налог на добавленную стоимость хорош для производителей товаров. А в сфере услуг НДС является дополнительным налогом. Условия работы должны быть одинаковыми для всех. В сфере обслуживания нет ни сырья, ни товара, ни продукции, как в производстве, где НДС принимается в зачет. Именно это приводит к повышению цен и подстегивает инфляцию.

– Говорят, что вы один из самых высокооплачиваемых специалистов в Узбекистане. Насколько высока ваша ставка?

– Когда говорят о среднемесячном доходе или зарплате, неправильно считать, что она, допустим, один или два миллиона сумов. Каждый профессионал должен уметь себя «продавать». Я никогда не думал, сколько получу дохода от этого бизнеса. Скорее мой вопрос звучал так – какую прибыль бизнесу принесет мое участие в нем? И только после, какова моя доля в этой прибыли? Многие спрашивают: «Какую зарплату вы мне можете предложить, если я войду в этот бизнес?». Так ставить вопрос нельзя, гораздо правильнее думать: «Моя зарплата должна удовлетворять мои потребности». Но и это не совсем верно, в частности, потому что любая зарплата – это фиксированный заработок. Другое дело, когда у работника имеется доля в прибыли, то, чтобы ее увеличить, он будет расти. Вот что я имел в виду, когда говорил, «человек должен уметь «продавать» себя».

– Расскажите о бизнес-проектах, над которыми сейчас работаете?

– По большей части, я работаю над АКТ (IT) проектами. Например, по проекту «Robokids» сейчас обучаем робототехнике детей с 4 до 15 лет. Участвуем в международных чемпионатах, в ноябре приняли участие в World Robot Olympiad (WRO) 2019 в Венгрии. Еще один проект «Sales Doctor» – автоматизация дистрибуционного бизнеса. В основном автоматизация магазинов и решение проблем клиентов.

– Значит, торговые фирмы и компании не безразлично относятся к автоматизации бизнеса?

– У нас из сотни магазинов автоматизировано только три, в Казахстане 50, в развитых странах эта цифра составляет 100. Конечно, этот процесс требует времени. В 2005 году, когда мы раскручивали интернет-компанию, я провел опрос. На вопрос «Пользуетесь ли вы интернетом?» многие задавали встречный вопрос: «Что это такое?». С тех пор прошло 14 лет. Сейчас интернетом пользуется большинство узбекистанцев. С автоматизацией тоже самое. Со временем люди поймут, насколько это необходимо и выгодно.

– Как вы оцениваете конкурентоспособность своей компании в стране?

– Мы предлагаем решение проблем конкретных людей и всего общества. У нас есть своя ниша в бизнесе, а это значит, что у компании есть будущее.

– Как-то вы сказали:«Я человек замкнутый, люблю рассуждать в одиночестве».

– Я – интроверт (человек, который не любит публичности, питается энергией одиночества. – Прим. ред). И я такой не один, сейчас таких, как я, много. У каждого человека есть какая-то индивидуальная особенность. Интроверты любят отдыхать в одиночестве, только тогда они восстанавливают свою энергию. И в этом смысле я полностью соответствую этому психотипу.

– Вы говорили, что любите читать, когда остаетесь в одиночестве.

– Да, я большой книгочей. И если не могу тут найти книги, которые стоило бы почитать, то привожу из других стран. Из Москвы часто возвращаюсь с десятью килограммами литературы не только для себя, но и для моих детей. В настоящее время читаю захватывающую книгу «Everybody lies» («Все лгут») Стивен-Давидовица, сотрудника компании Google. Ну и параллельно читаю много книг по информационным технологиям, start-up и бизнесу.

Беседовала Малика ОЧИЛОВА.
Перевод Рахматиллы ЛАТИПОВА.


TELEGRAM: 👉https://t.me/soliq_plus

🔰FACEBOOK: https://fb.com/Soliqplusuz



Барча ҳуқуқлар ҳимояланган. Сайтдан маълумот олинганда манба кўрсатилиши шарт.
Условия использования материалов: Все права защищены законами Республики Узбекистан о средствах массовой информации и об авторском праве и смежных правах.

1) Необходимо поставить голубой линк к слову «Soliq plus / Налоги плюс» и направить на наш телеграм канал https://t.me/soliq_plus
2) Неосведомленность об этих правилах не освобождает от ответственности, зафиксированной в соответствующих законодательных актах.