ПЕРЕДАЧА ДЕЛ УВОЛИВШЕГОСЯ РАБОТНИКА

– Необходимость произвести прием и передачу дел возникает при увольнении работника, переводе на другую работу, прекращении исполнения обязанностей (совмещение должностей), уходе в отпуск и в других ситуациях. Чем регулируются прием и передача дел?

– Трудовым кодексом Республики Узбекистан не регулируются вопросы приема и передачи дел при освобождении должности. И если в государственных органах порядок передачи дел регламентируется в ведомственных документах, то обычные работодатели (коммерческие организации, предприниматели) регулируют вопросы приема и передачи дел в правилах внутреннего трудового распорядка или иных локальных нормативных актах.

В локальном нормативном акте работодателя нужно подробно прописать порядок проведения документального оформления и сроки приема и передачи дел. Причем установленный порядок должен позволять произвести передачу дел своевременно.

Например, при увольнении работника передача дел должна быть организована до дня увольнения. Нельзя установить правило: «если работник не успел передать дела, то увольнение откладывается до окончания передачи дел». Так же, как нельзя установить правило, что работник обязан после увольнения приходить передавать дела. По закону неправомерно задерживать работника, написавшего заявление об увольнении по собственному желанию, даже если ему не найдена замена и дела не переданы преемнику.

На практике случаи освобождения должности бывают разные.

Самые распространенные:

– новый работник на освобождающуюся должность еще не найден. Здесь возникает вопрос о том, кому тогда передавать дела;

– новый работник найден. Тут появляются вопросы о том, как ему передавать дела, если он еще не принят;

– на освобождающуюся должность будет переведен другой работник того же работодателя (т.е. свой).

Если новый работник на освобождающуюся должность еще не найден, то обычно назначается работник, полномочный принять дела. Например, если увольняется главный бухгалтер в отсутствие преемника, то он может передать дела самому директору. А впоследствии, когда новый главбух найдется, передаст дела ему.

В ситуации, когда на освобождающуюся должность новый работник найден, но еще не принят, нужно иметь в виду следующее. Если работник передаст дела еще не принятому на работу человеку, то не факт, что, приняв дела, он впоследствии выйдет на работу. Он может передумать. Передумать и не устраиваться на работу. Более того, работодатель должен соблюдать требования закона и своих локальных нормативных актов о защите персональных данных работников, содержащихся в документах.

Некоторые работодатели договариваются с увольняющимися работниками, что те придут после увольнения и передадут дела. Кто-то такой порядок даже устанавливает в локальных нормативных актах. Но после расторжения трудового договора все трудовые обязанности данного человека перед бывшим работодателем прекращаются. Бывший работник может не прийти.

КАК ПОСТУПИТЬ?

Мы рекомендуем осуществлять передачу дел между двумя работниками в их рабочее время. И эта работа должна оплачиваться. На практике часто применяются следующие схемы.

Например, увольняется менеджер (не единственная штатная единица в штатном расписании, есть еще вакантная единица). В последние дни перед увольнением старого менеджера принимают на работу нового на такую же должность. Старый менеджер передает дела новому и в назначенный срок увольняется.

Следующий пример, допустим, увольняется начальник отдела кадров. Старый начальник отдела еще не уволен, его преемника пока принимают на работу заместителем начальника данного отдела кадров или инспектором по кадрам. После передачи дел старый начальник отдела кадров увольняется, а преемник переводится на его должность. Правда, не исключено, что принимаемый сотрудник откажется оформляться на нижестоящую должность (даже с перспективой дальнейшего перевода). Данная схема сопряжена с вопросом введения в штатное расписание должности заместителя начальника отдела. Ввести ее, конечно, можно, но это потребует оформления всех соответствующих документов и соблюдения процедур. Поэтому не все такую должность вводят в штатное расписание, просто оформляют будущего начальника заместителем без оглядки на штатное расписание. Обращаем ваше внимание, что сейчас мы рассматриваем ситуации из практики.

Иногда встречается вариант, когда на период приема и передачи дел старый работник переоформляется на полставки и новый – на ту же должность на полставки. По многим должностям это возможно. И штатное расписание не будет нарушено. После увольнения старого работника новый переходит на полную ставку. В этом случае придется оформлять сначала уменьшение, а потом увеличение рабочего времени (плюс вопрос оплаты труда и др.), есть риски несогласия работников.

И наконец, банальный вариант – передача дел через посредника. Увольняющийся работник передает дела своему коллеге или руководителю и увольняется. Принятый на его место новичок принимает дела у того, кто их принял от уволившегося работника, т.е. у посредника.

Штатное расписание при этом никто не «беспокоит». Все можно безболезненно выполнить в рамках закона. Главное, чтобы обязанности приема и передачи дел были вменены участникам надлежащим образом.

Традиционно прием и передача дел осуществляются при участии комиссии. Состав комиссии утверждается приказом руководителя организации. В комиссию включают работников, разбирающихся в передаваемых делах, могущих проконтролировать и обеспечить правомерность процедуры, коллег по структурному подразделению, непосредственного руководителя работника, освобождающего должность.

Некоторые организации обходятся без создания специальной комиссии приказом, а просто передают дела в присутствии двухтрех коллег. Этот вариант не запрещен законом.

ВАЖНО! При приеме и передаче дел нужно строго следить за соблюдением законодательства о защите персональных данных работников.

По результатам приема и передачи дел составляется акт. В акте указывают дату и место проведения приема и передачи дел, документы, на основании которых проводятся прием и передача дел (локальный нормативный акт, приказы или распоряжения), фамилии, имена, отчества, должности председателя и членов комиссии, передающего и принимающего дела работников, описывается проделанная работа, дается перечень переданных дел, документов, имущества – при необходимости с описанием, отмечаются выявленные несоответствия.

Елена ЕРМОХИНА,
юрист-эксперт.


TELEGRAM: 👉https://t.me/soliq_plus

🔰FACEBOOK: https://fb.com/Soliqplusuz



Барча ҳуқуқлар ҳимояланган. Сайтдан маълумот олинганда манба кўрсатилиши шарт.
Условия использования материалов: Все права защищены законами Республики Узбекистан о средствах массовой информации и об авторском праве и смежных правах.

1) Необходимо поставить голубой линк к слову «Soliq plus / Налоги плюс» и направить на наш телеграм канал https://t.me/soliq_plus
2) Неосведомленность об этих правилах не освобождает от ответственности, зафиксированной в соответствующих законодательных актах.