ИЗУЧАЕМ КОДЕКС: ЧТО ТАКОЕ НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Налоговый контроль – это контроль налоговых и других компетентных органов за правильным соблюдением налогового законодательства предпринимателями и не только, а также верным исчислением и своевременным взиманием налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды. Известно, что одним из главных критериев любого правового государства является верховенство закона. В связи с этим контроль за соблюдением налогового законодательства в стране осуществляется Государственной налоговой службой и компетентными органами в соответствии с законодательством.

В частности, в статье 2 Закона «О Государственной налоговой службе» отмечено, что налоговый контроль представляет собой единую систему учета налогоплательщиков, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, а также контроля за соблюдением налогового законодательства.

Налоговый контроль осуществляется органами Государственной налоговой службы посредством учета налогоплательщиков, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, поступлений в бюджет и государственные целевые фонды, налоговых проверок и иных форм, предусмотренных налоговым законодательством.

Это означает, что налоговые органы определяют полноту задачи, своевременность и эффективность информации, действия, предпринятые должностным лицом при выполнении задачи, правомерность операций, улучшение показателей и устранение недостатков в работе, обеспечение выявления внутренних резервов и их использования.

Одна из основных задач в концепции совершенствования налоговой политики страны, поставленной Президентом, – пересмотр форм и механизмов налогового контроля, в том числе за счет повсеместного внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих более полный охват и подотчетность налогоплательщиков.

Раздел V новой редакции Налогового кодекса Республики Узбекистан, введенный в 2020 году, озаглавлен как «Налоговый контроль». Он включает общие положения о налоговом контроле, правовых последствиях налоговых проверок и других мер налогового контроля и мониторинга.

В частности, там говорится о том, что налоговым контролем является деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками и налоговыми агентами налогового законодательства.

В целях налогового контроля государственные органы, учреждения, организации и должностные лица обязаны предоставлять налоговым органам сведения, необходимые для налогового учета налогоплательщиков, в порядке, установленном Налоговым кодексом.

Налоговые, таможенные и иные уполномоченные органы, органы прокуратуры и следственные органы информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях налогового законодательства, о проводимых ими налоговых проверках. Также указанные органы осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач. Порядок такого информирования определяется соглашениями между указанными органами.

Примечательно, что в новой редакции Налогового кодекса, введенной в 2020 году, были пересмотрены формы налогового контроля и введены совершенно новые формы контроля. В частности, предыдущие 12 форм контроля были сокращены до двух форм, и сегодня существуют налоговые проверки и формы налогового мониторинга со стороны Государственной налоговой службы.

Таможенные органы осуществляют налоговый контроль в пределах своей компетенции в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Узбекистан, в соответствии с налоговым и таможенным законодательством (статья 136 НК РУз).

Налоговые проверки проводятся с целью контроля за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами.

Налоговая проверка осуществляется на основе изучения и анализа данных о налогоплательщике, имеющихся в налоговых органах.

Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок (статья 137 НК РУз):

1) камеральная налоговая проверка;

2) выездная налоговая проверка;

3) налоговый аудит.

Сегодня сложно представить налоговое администрирование без информационных технологий, невозможно осуществлять налоговый контроль без программных продуктов. В связи с этим в сфере налогового контроля были внедрены следующие нововведения:

► В первую очередь налоговыми органами введен новый порядок проведения налоговых проверок на основе информационных технологий.

Налоговые органы отказались от устаревших методов проведения налоговых проверок и решили проводить проверки по новой методике, основанной на опыте таких развитых стран, как Канада, Австралия, Новая Зеландия и Россия.

Кандидаты на налоговые проверки теперь отбираются без учета человеческого фактора, первоначально на основе 46 критериев с использованием программы «Риск-анализ».

►Во-первых, на основе «Риск-анализа» субъекты хозяйствования разделены на три сегмента (зеленый, желтый и красный коридоры) в зависимости от уровня риска налоговых правонарушений, а в случае нарушений предусмотрены камеральная, выездная проверки и налоговый аудит.

► Во-вторых, предприятия с низким уровнем риска (зеленый коридор) никогда не будут подвергаться налоговым проверкам и будут обеспечены налоговыми услугами высокого уровня. Конечно, возникает вопрос. Какие предприятия попадают в эту категорию? Это организации, которые своевременно выполняют обязательства, показывая свои фактические доходы в налоговых отчетах.

► В-третьих, камеральные налоговые проверки будут проводиться в отношении предприятий со средним уровнем риска (желтые коридоры), и этим предприятиям будет предоставлена возможность исправлять ошибки в своих отчетах. В эту категорию входят те, кто допускает ошибки в налоговом учете и нуждается в налоговой консультации.

► В-четвертых, будет проводиться налоговая проверка предприятий с высоким уровнем риска (красный коридор) и осуществляться постоянный их контроль до тех пор, пока они не начнут работать должным образом.

В эту категорию входят налогоплательщики, которые регулярно не выполняют свои налоговые обязательства, отказываются платить налоги, используют схемы уклонения от уплаты налогов, фальсифицируют бухгалтерские документы и счета-фактуры.

Эти меры направлены на обеспечение прозрачности налогового контроля и предотвращение возможной коррупции.

Следует отметить: Налоговый кодекс устанавливает, что налоговые проверки могут проводиться налоговыми органами только после принятия предусмотренных настоящим кодексом нормативных правовых актов и установления порядка их проведения.

Содик БОЙМУРАДОВ,
преподаватель Центра повышения квалификации при ГНК РУз.

Перевод Вадима СУЛТАНОВА.

(Продолжение следует)


TELEGRAM: 👉https://t.me/soliq_plus

🔰FACEBOOK: https://fb.com/Soliqplusuz



Барча ҳуқуқлар ҳимояланган. Сайтдан маълумот олинганда манба кўрсатилиши шарт.
Условия использования материалов: Все права защищены законами Республики Узбекистан о средствах массовой информации и об авторском праве и смежных правах.

1) Необходимо поставить голубой линк к слову «Soliq plus / Налоги плюс» и направить на наш телеграм канал https://t.me/soliq_plus
2) Неосведомленность об этих правилах не освобождает от ответственности, зафиксированной в соответствующих законодательных актах.