ИЗУЧАЕМ КОДЕКС: Обязанности учреждений банков при обеспечении исполнения налогового обязательства

Согласно Налоговому кодексу в новой редакции, решение налогового органа о приостановлении операций налогоплательщика (налогового агента) по счетам в банках отменяется:

► не позднее одного дня, следующего за днем представления налогоплательщиком (налоговым агентом) финансовой и (или) налоговой отчетности;

► в день представления документов, пояснений и (или) исправлений на требование налогового органа;

► не позднее одного дня, следующего за днем представления доступа должностным лицам налоговых органов, проводящим налоговую проверку;

► не позднее одного дня со дня признания налоговым органом обоснованности отсутствия налогоплательщика (налогового агента) по заявленному адресу. Для такого признания представитель налогоплательщика должен лично представить в налоговый орган по месту его учета необходимые пояснения.

Отсутствие налогоплательщика (налогового агента) по месту учета его филиала или обособленного подразделения либо по месту нахождения имущества, являющегося объектом налогообложения, может быть признано обоснованным, в частности, при ликвидации филиала или обособленного подразделения либо при реализации указанного имущества. Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) направляется в банк в электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

Порядок направления в банк в электронной форме решений налогового органа о приостановлении и отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) устанавливает Центральный банк Республики Узбекистан по согласованию с Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан.

При нарушении налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) или срока направления в банк такого решения, на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налоговым органом налогоплательщику (налоговому агенту) за каждый календарный день нарушения срока.

Если налоговым органом вынесено неправомерное решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (налогового агента), на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате этому налогоплательщику (налоговому агенту) за каждый календарный день со дня получения банком решения о приостановлении операций до дня получения банком решения о его отмене включительно.

В вышеуказанных случаях процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, действовавшей в период неправомерного приостановления операций по счетам налогоплательщика (налогового агента), нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (налогового агента).

Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) в банке подлежит безусловному исполнению банком (статья 113 НК РУз).

ВАЖНО! Банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком (налоговым агентом) в результате приостановления его операций по счетам по решению налогового органа.

Приостановление операций налогоплательщика (налогового агента) по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций до получения банком решения налогового органа об отмене указанного приостановления.

Если после принятия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) изменились наименование налогоплательщика (налогового агента) и (или) реквизиты его счета в банке, операции по которому приостановлены этим решением налогового органа, указанное решение подлежит исполнению банком также в отношении налогоплательщика (налогового агента) с новым наименованием и операций по счету, имеющему измененные реквизиты.

После получения решения налогового органа или решения суда о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) банки не вправе открывать ему новые счета, вклады и депозиты, кроме счетов, по которым в соответствии с законодательством взыскание не допускается.

Кроме того, Налоговый кодекс определяет обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля, в соответствии с которыми банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии (закрытии) счета или вклада (депозита), изменении реквизитов счета или вклада (депозита) любого юридического или физического лица (далее в настоящей статье – клиент) в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события (статья 134 НК РУз).

По запросу налогового органа о предоставлении информации в отношении клиента банка банк обязан в течение трех дней со дня получения письменного запроса выдать налоговым органам:

● справку о наличии счетов и вкладов (депозитов) клиента в банке;

● справку об остатках денежных средств на счетах и вкладах (депозитах) клиента;

● выписки по операциям на счетах и по вкладам (депозитам) клиента;

● другую информацию, связанную с исполнением налоговых обязательств налогоплательщика.

Информация, предусмотренная частью третьей настоящей статьи, может быть также запрошена налоговым органом в банке на основании запроса компетентного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Республики Узбекистан.

Следует отметить, что Налоговый кодекс предусматривает ответственность за нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора), авансового платежа, пени, штрафа. При этом ответственность была пересмотрена и упрощена исходя из требований международных норм и рыночной экономики.

К примеру, неисполнение (задержка исполнения) банком поручения налогоплательщика, инкассового поручения налогового органа на перечисление сумм налога (сбора), авансового платежа, пени, штрафа влечет наложение штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан (16/150=0,106%), но не более одной пятой процента не перечисленной суммы за каждый календарный день просрочки (статья 228 НК РУз).

Равно как и непредставление банком справок (выписок), предусмотренных статьей 134 настоящего кодекса, в налоговый орган, а также представление справок (выписок) с нарушением установленного срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет наложение штрафа в размере двух миллионов сумов (статья 229 НК РУз).

Суммы налогов, начисленных и не уплаченных вовремя, включая текущие и авансовые платежи, а также суммы финансовых санкций и пени, рассчитанные в соответствии с процедурами и правилами, установленными действующим налоговым законодательством, признаются в качестве налоговой задолженности.

Налоговый кодекс устанавливает ряд процедур по взысканию своевременно не уплаченных налогов компетентными государственными органами, и основная цель этих процедур состоит в полном взыскании налогов и финансовых санкций в Государственный бюджет.

Итак, какие процедуры установлены государственными органами для принудительного взыскания налоговой задолженности?

Согласно действующему законодательству, взыскание налоговой задолженности осуществляется в три этапа:

► отправка требования налогоплательщику;

► безусловное взыскание налоговой задолженности с банковских счетов налогоплательщика;

► взыскание с имущества должника через суд.

(Продолжение следует)

Содик БОЙМУРАДОВ,
преподаватель Центра повышения квалификации при ГНК Руз.

Перевод Вадима СУЛТАНОВА.

 


TELEGRAM: 👉https://t.me/soliq_plus

🔰FACEBOOK: https://fb.com/Soliqplusuz



Барча ҳуқуқлар ҳимояланган. Сайтдан маълумот олинганда манба кўрсатилиши шарт.
Условия использования материалов: Все права защищены законами Республики Узбекистан о средствах массовой информации и об авторском праве и смежных правах.

1) Необходимо поставить голубой линк к слову «Soliq plus / Налоги плюс» и направить на наш телеграм канал https://t.me/soliq_plus
2) Неосведомленность об этих правилах не освобождает от ответственности, зафиксированной в соответствующих законодательных актах.