ИЗУЧАЕМ КОДЕКС: Способы обеспечения исполнения налогового обязательства ( 3 часть)

Решение об описи имущества в случае выплаты налоговой задолженности или заключения договора о залоге имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового органа, о чем хозяйствующий субъект уведомляется в течение пяти дней после принятия решения.

К тому же решение об описи имущества действует с момента описывания до его отмены уполномоченным должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом либо судом.

Для обеспечения выполнения налоговых обязательств по налогу на прибыль для консолидированной группы налогоплательщиков применяются правила описи, учитывающие следующие особенности:

► в первую очередь описывается имущество ответственного участника этой консолидированной группы налогоплательщиков;

► если имущества ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков недостаточно для исполнения этого налогового обязательства, налоговый орган вправе описать имущество, принадлежащее другим участникам данной консолидированной группы, в части недостающей суммы.

В этом случае руководитель налогового органа на основании имеющейся информации о налогоплательщиках самостоятельно определяет последовательность описи имущества других членов консолидированной группы налогоплательщиков.

Объект недвижимого имущества иностранного юридического лица, не осуществляющего деятельность в Республике Узбекистан через постоянное представительство, подлежит описанию, если стоимость недвижимого имущества превышает сумму задолженности по налогам, если на территории Республики Узбекистан нет другого имущества.

ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БАНКОВСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Налоговый кодекс Республики Узбекистан, вступивший в силу с начала 2020 года, расширил деятельность банковских учреждений по обеспечению налоговых обязательств налогоплательщиков и пересмотрел меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение.

В частности, статья 90 Налогового кодекса предусматривает, что в связи с тем, что налоговое обязательство налогоплательщика осуществляется через его банковский счет на казначейский счет бюджетной системы, устанавливает порядок исполнения платежных поручений банками на перечисление налогов.

Согласно этому, банки обязаны исполнять платежное поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему (далее – поручение налогоплательщика), а также инкассовое поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему за счет денежных средств налогоплательщика.

Поручения налогоплательщика и инкассовые поручения налогового органа подлежат исполнению банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, в очередности, установленной гражданским законодательством.

При наличии денежных средств на счете налогоплательщика и правильном указании реквизитов платежного документа банк не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика или инкассового поручения налогового органа.

При невозможности исполнения инкассового поручения налогового органа в установленный срок в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на счете налогоплательщика банк в течение дня, следующего за днем истечения установленного срока, обязан сообщить о неисполнении (частичном исполнении) инкассового поручения в направивший его налоговый орган.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящей статьей обязанностей банки несут ответственность, установленную настоящим кодексом.

Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности исполнить поручение налогоплательщика или инкассовое поручение налогового органа.

ВЗИМАНИЕ ПЛАТЫ ЗА ИНКАССОВЫЕ И ДРУГИЕ ПОРУЧЕНИЯ

Еще один важный момент: Налоговым кодексом Республики Узбекистан предусмотрено, что банки не взимают плату за выполнение платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов, а также за оказание услуг налогоплательщикам по возврату переплаченных (излишне взысканных) налогов, штрафов и пени.

Статья 111 НК РУз устанавливает полномочия руководителя (заместителя руководителя) налогового органа в принятии решения о приостановлении операций налогоплательщика (налогового агента) по его счетам в банке на срок не более десяти дней.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика (налогового агента) на срок более десяти дней может быть принято судом на основании ходатайства налогового органа. При этом операции налогоплательщика (налогового агента) по его счетам в банке приостанавливаются до принятия решения судом.

В соответствии с текущими изменениями в налоговом администрировании решение о приостановлении операций налогоплательщика (налогового агента) по его счетам в банке в электронной форме направляется налоговым органом в банк. Одновременно в персональный кабинет налогоплательщика налоговым органом направляется уведомление о приостановлении операций по его счетам в банке с указанием причин.

В свою очередь кодекс предусматривает, что приостановление операций по счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в банке может применяться налоговым органом для обеспечения исполнения налогового обязательства указанных налогоплательщиков (налоговых агентов) в случаях:

1) непредставления налогоплательщиком (налоговым агентом) финансовой и (или) налоговой отчетности в налоговый орган в течение десяти дней по истечении установленного срока представления такой отчетности;

2) непредставления в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) пояснений и (или) исправлений в ответ на требование налогового органа по результатам камеральной налоговой проверки, а также непредставления документов, которые потребовал налоговый орган;

3) воспрепятствования доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (за исключением жилых помещений). Воспрепятствование доступа должностному лицу налогового органа оформляется актом, подписываемым им и проверяемым лицом. На основании такого акта налоговый орган приостанавливает операции по счетам в банке;

4) отсутствия налогоплательщика (налогового агента) по месту заявленного им адреса.

Следует отметить, что приостановление операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) в банке означает прекращение банками всех расходных операций по всем счетам налогоплательщика (налогового агента).

Однако этот запрет не распространяется на платежи, указанные в первой очереди в соответствии с гражданским законодательством, а также на счета в банке, по которым в соответствии с законодательством взыскание не допускается.

(Продолжение следует.)

Содик БОЙМУРАДОВ,
преподаватель Центра повышения квалификации при ГНК Руз.

Перевод Вадима СУЛТАНОВА.

 


TELEGRAM: 👉https://t.me/soliq_plus

🔰FACEBOOK: https://fb.com/Soliqplusuz



Барча ҳуқуқлар ҳимояланган. Сайтдан маълумот олинганда манба кўрсатилиши шарт.
Условия использования материалов: Все права защищены законами Республики Узбекистан о средствах массовой информации и об авторском праве и смежных правах.

1) Необходимо поставить голубой линк к слову «Soliq plus / Налоги плюс» и направить на наш телеграм канал https://t.me/soliq_plus
2) Неосведомленность об этих правилах не освобождает от ответственности, зафиксированной в соответствующих законодательных актах.