ИМПОРТЕРАМ ЦЕМЕНТА – ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ

По предложению Антимонопольного комитета Республики Узбекистан был упрощен порядок и сокращено время ввода импортного цемента в свободный оборот. Об этом наш разговор с ведущим специалистом отдела контроля и лицензирования товарно-сырьевых бирж Антимонопольного комитета Эльбеком МАГЕРОМ.

– 23 июля 2020 года Кабинет Министров Республики Узбекистан принял Постановление № 450 «О мерах по упрощению процедуры ввоза цемента и обеспечению внутреннего рынка качественным цементом». Что изменилось с принятием этого документа?

– Правительственное решение прежде всего направлено на насыщение нашего рынка этим стройматериалом и снижение его стоимости. Также на упрощение таможенных процедур при импорте такой продукции. И в то же время на увеличение ее производства в республике. С этой целью постановлением утверждена соответствующая «дорожая карта».

Отмечу, что на сегодняшний день в стране производят цемент 28 предприятий, 16 из которых выставляют его на биржевые торги. В нынешнем году через биржи продано на 102 процента больше этой продукции, чем за такой же период прошлого года. И на 112 процентов больше этого материала было реализовано на государственные нужды.

– И все же этого оказалось недостаточно?

– К сожалению, да. Потому что одновременно сократился объем импорта. Если с января по июнь прошлого года в страну завезли 1 838,3 тысячи тонн цемента, то за это же время нынешнего года только 813 тысяч тонн. Согласитесь, разница в 56 процентов весьма ощутима. Это было связано еще и с тем, что с 23 апреля из-за приостановки строительных работ на территории республики и с целью поддержки отечественных производителей был введен запрет на ввоз этого стройматериала, что привело и к повышению цены, которая на биржевых торгах иной раз доходила до миллиона сумов за тонну. Правда, 24 мая 2020 года ограничение на импорт цементной продукции уже сняли. Сейчас его биржевая стоимость в среднем составляет 854 тысячи сумов за тонну.

Чтобы исправить эту ситуацию, силами отечественных предприятий намечено увеличить производство цемента во втором полугодии 2020-го на 5,41 млн тонн, а в 2021 году – на 9,1 млн тонн. В этой сфере планируется реализовать 18 инвестиционных проектов на общую сумму 1,129 млрд долларов США.

Но даже при этом наши строительные организации пока еще будут нуждаться в импортном цементе.

– Расскажите, как изменятся таможенные процедуры для импортеров этого стройматериала?

– Вносимые изменения в первую очередь дадут возможность ввести привозной цемент в свободное обращение уже в течение одного-двух дней. Раньше для этого требовался примерно месяц и даже больше. Только на получение сертификата в органах «Узстандарта» уходило 28 дней. Получается, что все это время товар хранился на таможенных складах, за что импортеры выплачивали немалые суммы, и это отражалось на цене. Теперь механизм значительно упрощен.

Постановлением предусмотрена возможность для импортеров использовать два метода.

В первом случае они могут заблаговременно привести в республику образцы цемента, который собираются сюда завозить, еще до его поступления на территорию нашей страны и передать их на испытание в органы сертификации. И пока товар находится в пути, если, конечно, он соответствует своими качествами предъявляемым требованиям, сертификат уже будет на него получен, и его можно выпустить в свободное обращение.

Второй метод применяется, если у импортера имеется сертификат соответствия для данного вида цемента того же производителя, который действует в течение последних 12 месяцев. В этом случае, когда партия цемента доставляется на таможенную границу, она выпускается для свободного обращения на основании решения органа по сертификации в таможенной информационной системе «Единое окно».

Примечательно, что, если в результате лабораторных испытаний выяснится, что импортер поставил в Узбекистан цемент, не соответствующий предъявляемым требованиям, департамент агентства «Узстандарт» вынесет решение о том, что он в течение шести месяцев будет лишен возможности использовать упрощенные методы таможенного оформления. Это делается для того, чтобы в дальнейшем преградить путь некачественному товару на наш рынок.

В рамках заключенного договора соответствие требованиям нормативных документов в области технического регулирования цемента периодически проверяется в лаборатории органа сертификации. Если выбранный образец окажется не соответствующим требованиям, заявитель и государственные органы должны быть уведомлены об этом в письменной форме.

Департамент агентства «Узстандарт» дает импортеру обязательные предписания о приостановлении продажи и использования цементных изделий, которые не соответствуют требованиям. В целях изучения качества цементных изделий на внутреннем рынке осуществляются контрольные закупки на предмет определения их соответствия нормативным документам.

О случаях несоблюдения установленных требований к цементной продукции и нарушениях законодательства о защите прав потребителей Антимонопольный комитет совместно с агентством «Узстандарт» сообщает в средствах массовой информации.

Агентству «Узстандарт» поручено внести в Кабинет Министров проект документа, включающий применение штрафных санкций за ввоз цемента, не отвечающего требованиям нормативных документов по техническому регулированию, а также нарушения требований законодательства по защите прав потребителей при розничной реализации цементной продукции на внутреннем рынке.

Разворот подготовил
Александр АРИСТОВ,
собственный корреспондент.


TELEGRAM: 👉https://t.me/soliq_plus

🔰FACEBOOK: https://fb.com/Soliqplusuz



Барча ҳуқуқлар ҳимояланган. Сайтдан маълумот олинганда манба кўрсатилиши шарт.
Условия использования материалов: Все права защищены законами Республики Узбекистан о средствах массовой информации и об авторском праве и смежных правах.

1) Необходимо поставить голубой линк к слову «Soliq plus / Налоги плюс» и направить на наш телеграм канал https://t.me/soliq_plus
2) Неосведомленность об этих правилах не освобождает от ответственности, зафиксированной в соответствующих законодательных актах.