ИЗУЧАЕМ КОДЕКС: Способы обеспечения исполнения налогового обязательства ( 2 часть)

Как известно, в случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком налога, обеспеченного банковской гарантией, налоговый орган направляет гаранту требование о выплате суммы банковской гарантии в течение пяти дней со дня истечения срока действия заявления.

Обязательство по банковской гарантии должно быть исполнено гарантом в течение пяти дней со дня получения требования о выплате средств.

Положения Налогового кодекса предусматривают, что гарант не имеет права отказать в удовлетворении требования о выплате денег по банковской гарантии в налоговый орган, и эти правила также касаются обязательств по уплате штрафов и пени.

Кодекс предусматривает, что обязательство по уплате налогов юридическим лицом Республики Узбекистан или иностранным юридическим лицом может быть обеспечено гарантией иностранного банка с высоким рейтингом международных рейтинговых агентств в порядке, установленном Министерством финансов.

Кроме того, был внесен ряд изменений в налоговое законодательство и порядок начисления пени за несвоевременную уплату налогов.

В частности, статья 110 НК определяет, что пеней является денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в случае нарушения им установленного налоговым законодательством срока уплаты налогов.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством днем уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.

Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

Не начисляются пени на сумму задолженности по налогу, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по его счетам в банке или наложения ареста на его денежные средства. В таком случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств.

Не начисляются пени на сумму задолженности по налогу:

– образовавшейся у налогоплательщика в результате выполнения им действий, согласно письменным разъяснениям о порядке исчисления и уплаты налога или по иным вопросам применения налогового законодательства, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым или налоговым органом (его должностным лицом) в пределах его полномочий;

– образовавшейся у налогоплательщика в результате выполнения действий, в соответствии с мотивированным мнением налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

Согласно положениям Налогового кодекса, пеня возникает из-за невыплаченной суммы налога и рассчитывается в процентах за каждый день просрочки. Ее процентная ставка равна одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка, действующей в течение этого периода, и пеня должна быть уплачена в соответствующий бюджет.

Например, юридическое лицо – налогоплательщик должно было выплатить 100,0 млн сумов налога на прибыль в первом квартале 2020 года до 20 апреля этого года. Однако компания уплатила налог на 10 дней позже – 30 апреля из-за невозможности уплаты налога вовремя.

В этом случае пеня за 10 дней просрочки платежа рассчитывается следующим образом. Вначале определяется процент пени. В то же время нам необходимо знать ставку рефинансирования Центрального банка на 20 апреля 2020 года, которая составляет 16 процентов. Таким образом, ставка пени составляет 0,0533% (16/300 = 0,0533), а сумма пени за 10 дней просрочки составляет 5330,0 тыс. сумов (100,0 млн сумов х 0,053 х 10 дней).

Пени взимаются со средств на банковских счетах налогоплательщика, а также с другого имущества налогоплательщика, юридических и физических лиц в порядке, установленном Налоговым кодексом.

В соответствии с положениями НК действие налогового органа по ограничению имущественных прав налогоплательщика на имущество является еще одним способом обеспечения исполнения решения о взыскании налоговой задолженности (статья 114 НК РУз).

Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налоговой задолженности является действие налогового органа по ограничению права собственности налогоплательщика – юридического лица в отношении его имущества.

Важно, что арест имущества налогоплательщиков по налоговой задолженности осуществляется только по решению суда.

В случае признания налогоплательщиком налоговой задолженности налоговый орган может выставить арест на имущество налогоплательщика на основании решения налогового органа.

Также по налоговой задолженности арест имущества может производиться в случае неполного исполнения им требования о погашении налоговой задолженности в течение 15 календарных дней со дня его направления.

Арест имущества может быть полным или частичным.

Полным арестом является такое ограничение прав налогоплательщика в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование им осуществляются с разрешения и под контролем налогового органа.

Частичным арестом является такое ограничение прав налогоплательщика в отношении части его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение им осуществляются с разрешения и под контролем налогового органа.

Решение о конфискации имущества налогоплательщика принимается руководством налогового органа и производится на его основании в присутствии понятых.

Орган, производящий арест имущества, не вправе отказать налогоплательщику (его законному и (или) уполномоченному представителю) в присутствии при аресте имущества. При производстве ареста составляется соответствующий протокол.

В протоколе либо прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименований, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности – их стоимости.

Следует отметить, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, вынесший постановление о наложении ареста на имущество, определяет место, где оно должно находиться.

В соответствии с положениями Налогового кодекса по требованию налогоплательщика, в отношении которого принято решение об аресте имущества, налоговый орган может заменить арест имущества залогом имущества.

(Продолжение следует)

Содик БОЙМУРАДОВ,
преподаватель Центра повышения квалификации при ГНК РУз.

Перевод Вадима СУЛТАНОВА.

 


TELEGRAM: 👉https://t.me/soliq_plus

🔰FACEBOOK: https://fb.com/Soliqplusuz



Барча ҳуқуқлар ҳимояланган. Сайтдан маълумот олинганда манба кўрсатилиши шарт.
Условия использования материалов: Все права защищены законами Республики Узбекистан о средствах массовой информации и об авторском праве и смежных правах.

1) Необходимо поставить голубой линк к слову «Soliq plus / Налоги плюс» и направить на наш телеграм канал https://t.me/soliq_plus
2) Неосведомленность об этих правилах не освобождает от ответственности, зафиксированной в соответствующих законодательных актах.