В УЗБЕКИСТАНЕ СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ СИСТЕМА НАЛОГОВОГО АУДИТА

Утверждено принятое Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан «Положение о проведении налогового аудита» (рег. № 3251 от 30.06.2020 г.). Что оно предполагает, какие формы будут задействованы и кто попадет в поле зрения аудиторов? На эти вопросы отвечает заместитель начальника управления налогового аудита ГНК РУз Камол ХАЙДАРОВ:

– Налоговый кодекс, вступивший в силу в 2020 году, служит важным документом для продолжения позитивных изменений в налоговой политике нашей страны в соответствии с мировыми стандартами. Наряду с профессорами и учеными из ведущих вузов страны к разработке этого кодекса были привлечены эксперты Международного валютного фонда и Всемирного банка. Особое внимание уделялось международным стандартам при внедрении каждой новой нормы. Рекомендации иностранных экспертов также учитывались при введении норм налогового аудита.

В целях реализации процедуры налогового аудита 18 мая текущего года Государственный налоговый комитет принял Постановление «Об утверждении Положения о налоговом аудите». Документ зарегистрирован в Министерстве юстиции 30 июня под номером 3251.

Утвержденное постановлением положение устанавливает порядок проведения государственными налоговыми органами налогового аудита налогоплательщиков, относящихся к категории повышенного риска.

Налоговый аудит проводится путем проверки и сравнения бухгалтерских, финансовых, статистических, банковских и других документов налогоплательщика с целью проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов за определенный период.

Налоговый аудит проводится по следующим хозяйствующим субъектам:

↘ налогоплательщики, относящиеся к категории высокого риска (налоговый риск), выявленные автоматизированной информационной системой анализа рисков в налоговом органе (программный продукт «Анализ рисков»);

↘ налогоплательщики, не представившие определенную налоговую декларацию в ответ на запрос налогового органа по результатам внутренней налоговой проверки (в том числе после выявленной заявки);

↘ юридические лица, которые ликвидируются добровольно, и индивидуальные предприниматели,которые прекращают свою деятельность по собственной инициативе;

👉  ЗДРАВООХРАНЕНИЕ: НА ЧТО ТРАТЯТСЯ НАЛОГИ

↘ налогоплательщики по вновь выявленным обстоятельствам, которые не были известны налоговому органу во время предыдущего налогового аудита.

Налоговый аудит подразумевает проверку правильности исчисления и уплаты налогоплательщиком всех или некоторых видов налогов и сборов за определенный период, подтверждение налоговых нарушений на основании документов и их отражение в отчете о налоговом аудите.

Налоговый аудит начинается тогда, когда уполномоченное подразделение Государственного налогового комитета направляет список налогоплательщиков с высоким риском неуплаты налогов (сборов), выбранных на основе критериев оценки риска неуплаты налогов.

В зависимости от уровня риска неуплаты налогов (сборов) налогоплательщиками они подразделяются на категории налогового аудита, который проводится по предварительному уведомлению и без него.

Налоговый аудит проводится без предварительного уведомления у налогоплательщиков, у которых есть признаки уклонения от уплаты налогов.

Признаки уклонения от уплаты налогов определяются в соответствии со статьями 223 и 224 Налогового кодекса Республики Узбекистан.

Налогоплательщики, не имеющие признаков уклонения от уплаты налогов, уведомляются налоговым органом о проведении налогового аудита не менее чем за 30 календарных дней до начала налогового аудита.

В уведомлении указывается дата начала налогового аудита, перечень вопросов, подлежащих проверке, первоначальный перечень необходимых документов, а также другая информация, необходимая для налоговой проверки.

Налоговый аудит будет проводиться до 1 января 2022 года путем уведомления Уполномоченного по защите прав и интересов субъектов предпринимательства при Президенте Республики Узбекистан о назначении налоговой проверки в порядке, установленном законодательством.

Результаты налогового аудита заносятся в единую систему электронной регистрации проверок налоговыми органами в течение трех дней после завершения проверки.

НАША СПРАВКА. При необходимости проведения налогового аудита налоговый орган не менее чем за 30 дней обязан известить налогоплательщика отправкой извещения в его личный кабинет. После получения извещения налогоплательщик должен начать подготовку необходимой для проведения налогового аудита информации и документации. В случае добровольной ликвидации предприятия налоговый аудит проводится без предварительного оповещения.

Для проведения налогового аудита руководитель налогового органа издает приказ, где указывается информация о налогоплательщике, об ответственных проверяющих лицах, сроки и цель проведения налогового аудита. Налоговый аудит обычно проводится до 30 рабочих дней, в отдельных случаях может быть продлен до двух и даже трех месяцев. При этом его общая продолжительность не может превышать шесть месяцев.

👉  ЗНАЯ ПРАВА, НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ! 

Если налогоплательщик препятствует вхождению проверяющих на территорию или в здание для проведения налогового аудита либо отсутствует по зарегистрированному адресу, налоговые органы могут приостановить операции по его банковским счетам на срок не более десяти рабочих дней. Решение налогового органа направляется в банк в электронном виде, а налогоплательщику в его личный кабинет поступает извещение об этом с указанием причин. При обращении налоговых органов в суд может быть принято решение о приостановлении операций по банковским счетам налогоплательщика на срок свыше десяти дней.

Проверяющие в рамках своих полномочий могут:

► организовать инвентаризациюимущества согласно правилам бухгалтерского учета;

► запросить документацию по расчету налогов и сборов, в том числе в электронном виде;

► потребовать информацию о движении денежных средств на всех банковских счетах;

► запросить счета-фактуры и другие документы по реализации товаров или услуг;

► в случаях, предусмотренных законодательством, опечатать кассу и места хранения товарно-материальных ценностей на срок не более двух дней (на срок более двух дней – по решению суда);

► потребовать перевод документов на государственный язык;

► при необходимости организовать выездную налоговую проверку.

Налогоплательщик обязан представить запрашиваемую информацию для налогового аудита в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующего требования. В процессе проверяющие могут также запросить документы или информацию у третьих лиц или контрагентов. Для этого в соответствующий налоговый орган направляется запрос с указанием цели и необходимой информации. После чего третьему лицу также через личный кабинет приходит требование, согласно которому нужно будет предоставить информацию в течение пяти рабочих дней. Выявив правонарушения, проверяющие могут изъять документацию по расчету налогов и сборов.

По результатам проведенного налогового аудита оформляется акт, один экземпляр которого вручается налогоплательщику в течение трех дней после его окончания. Решение по результатам налогового аудита принимается руководителем налогового органа через 10 рабочих дней после подписания акта, но не позднее 15 рабочих дней.

👉  СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЫБЕРУТ СОБСТВЕННИКИ ЖИЛЬЯ

Налоговый аудит проводится у тех хозяйствующих субъектов, которые:

  • не представили по требованию налогового органа уточненную отчетность;
  • имеют высокую степень риска неуплаты налогов;
  • добровольно ликвидируются.

Акимжан АДИЗОВ,
собственный корреспондент.


TELEGRAM: 👉https://t.me/soliq_plus

🔰FACEBOOK: https://fb.com/Soliqplusuz



Барча ҳуқуқлар ҳимояланган. Сайтдан маълумот олинганда манба кўрсатилиши шарт.
Условия использования материалов: Все права защищены законами Республики Узбекистан о средствах массовой информации и об авторском праве и смежных правах.

1) Необходимо поставить голубой линк к слову «Soliq plus / Налоги плюс» и направить на наш телеграм канал https://t.me/soliq_plus
2) Неосведомленность об этих правилах не освобождает от ответственности, зафиксированной в соответствующих законодательных актах.