В УЗБЕКИСТАНЕ СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ СИСТЕМА НАЛОГОВОГО АУДИТА

Утверждено принятое Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан «Положение о проведении налогового аудита» (рег. № 3251 от 30.06.2020 г.). Что оно предполагает, какие формы будут задействованы и кто попадет в поле зрения аудиторов? На эти вопросы отвечает заместитель начальника управления налогового аудита ГНК РУз Камол ХАЙДАРОВ:

– Налоговый кодекс, вступивший в силу в 2020 году, служит важным документом для продолжения позитивных изменений в налоговой политике нашей страны в соответствии с мировыми стандартами. Наряду с профессорами и учеными из ведущих вузов страны к разработке этого кодекса были привлечены эксперты Международного валютного фонда и Всемирного банка. Особое внимание уделялось международным стандартам при внедрении каждой новой нормы. Рекомендации иностранных экспертов также учитывались при введении норм налогового аудита.

В целях реализации процедуры налогового аудита 18 мая текущего года Государственный налоговый комитет принял Постановление «Об утверждении Положения о налоговом аудите». Документ зарегистрирован в Министерстве юстиции 30 июня под номером 3251.

Утвержденное постановлением положение устанавливает порядок проведения государственными налоговыми органами налогового аудита налогоплательщиков, относящихся к категории повышенного риска.

Налоговый аудит проводится путем проверки и сравнения бухгалтерских, финансовых, статистических, банковских и других документов налогоплательщика с целью проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов за определенный период.

Налоговый аудит проводится по следующим хозяйствующим субъектам:

↘ налогоплательщики, относящиеся к категории высокого риска (налоговый риск), выявленные автоматизированной информационной системой анализа рисков в налоговом органе (программный продукт «Анализ рисков»);

↘ налогоплательщики, не представившие определенную налоговую декларацию в ответ на запрос налогового органа по результатам внутренней налоговой проверки (в том числе после выявленной заявки);

↘ юридические лица, которые ликвидируются добровольно, и индивидуальные предприниматели,которые прекращают свою деятельность по собственной инициативе;

↘ налогоплательщики по вновь выявленным обстоятельствам, которые не были известны налоговому органу во время предыдущего налогового аудита.

Налоговый аудит подразумевает проверку правильности исчисления и уплаты налогоплательщиком всех или некоторых видов налогов и сборов за определенный период, подтверждение налоговых нарушений на основании документов и их отражение в отчете о налоговом аудите.

Налоговый аудит начинается тогда, когда уполномоченное подразделение Государственного налогового комитета направляет список налогоплательщиков с высоким риском неуплаты налогов (сборов), выбранных на основе критериев оценки риска неуплаты налогов.

В зависимости от уровня риска неуплаты налогов (сборов) налогоплательщиками они подразделяются на категории налогового аудита, который проводится по предварительному уведомлению и без него.

Налоговый аудит проводится без предварительного уведомления у налогоплательщиков, у которых есть признаки уклонения от уплаты налогов.

Признаки уклонения от уплаты налогов определяются в соответствии со статьями 223 и 224 Налогового кодекса Республики Узбекистан.

Налогоплательщики, не имеющие признаков уклонения от уплаты налогов, уведомляются налоговым органом о проведении налогового аудита не менее чем за 30 календарных дней до начала налогового аудита.

В уведомлении указывается дата начала налогового аудита, перечень вопросов, подлежащих проверке, первоначальный перечень необходимых документов, а также другая информация, необходимая для налоговой проверки.

Налоговый аудит будет проводиться до 1 января 2022 года путем уведомления Уполномоченного по защите прав и интересов субъектов предпринимательства при Президенте Республики Узбекистан о назначении налоговой проверки в порядке, установленном законодательством.

Результаты налогового аудита заносятся в единую систему электронной регистрации проверок налоговыми органами в течение трех дней после завершения проверки.

НАША СПРАВКА. При необходимости проведения налогового аудита налоговый орган не менее чем за 30 дней обязан известить налогоплательщика отправкой извещения в его личный кабинет. После получения извещения налогоплательщик должен начать подготовку необходимой для проведения налогового аудита информации и документации. В случае добровольной ликвидации предприятия налоговый аудит проводится без предварительного оповещения.

Для проведения налогового аудита руководитель налогового органа издает приказ, где указывается информация о налогоплательщике, об ответственных проверяющих лицах, сроки и цель проведения налогового аудита. Налоговый аудит обычно проводится до 30 рабочих дней, в отдельных случаях может быть продлен до двух и даже трех месяцев. При этом его общая продолжительность не может превышать шесть месяцев.

Если налогоплательщик препятствует вхождению проверяющих на территорию или в здание для проведения налогового аудита либо отсутствует по зарегистрированному адресу, налоговые органы могут приостановить операции по его банковским счетам на срок не более десяти рабочих дней. Решение налогового органа направляется в банк в электронном виде, а налогоплательщику в его личный кабинет поступает извещение об этом с указанием причин. При обращении налоговых органов в суд может быть принято решение о приостановлении операций по банковским счетам налогоплательщика на срок свыше десяти дней.

Проверяющие в рамках своих полномочий могут:

► организовать инвентаризациюимущества согласно правилам бухгалтерского учета;

► запросить документацию по расчету налогов и сборов, в том числе в электронном виде;

► потребовать информацию о движении денежных средств на всех банковских счетах;

► запросить счета-фактуры и другие документы по реализации товаров или услуг;

► в случаях, предусмотренных законодательством, опечатать кассу и места хранения товарно-материальных ценностей на срок не более двух дней (на срок более двух дней – по решению суда);

► потребовать перевод документов на государственный язык;

► при необходимости организовать выездную налоговую проверку.

Налогоплательщик обязан представить запрашиваемую информацию для налогового аудита в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующего требования. В процессе проверяющие могут также запросить документы или информацию у третьих лиц или контрагентов. Для этого в соответствующий налоговый орган направляется запрос с указанием цели и необходимой информации. После чего третьему лицу также через личный кабинет приходит требование, согласно которому нужно будет предоставить информацию в течение пяти рабочих дней. Выявив правонарушения, проверяющие могут изъять документацию по расчету налогов и сборов.

По результатам проведенного налогового аудита оформляется акт, один экземпляр которого вручается налогоплательщику в течение трех дней после его окончания. Решение по результатам налогового аудита принимается руководителем налогового органа через 10 рабочих дней после подписания акта, но не позднее 15 рабочих дней.

Налоговый аудит проводится у тех хозяйствующих субъектов, которые:

  • не представили по требованию налогового органа уточненную отчетность;
  • имеют высокую степень риска неуплаты налогов;
  • добровольно ликвидируются.

Акимжан АДИЗОВ,
собственный корреспондент.


TELEGRAM: 👉https://t.me/soliq_plus

🔰FACEBOOK: https://fb.com/Soliqplusuz



Барча ҳуқуқлар ҳимояланган. Сайтдан маълумот олинганда манба кўрсатилиши шарт.
Условия использования материалов: Все права защищены законами Республики Узбекистан о средствах массовой информации и об авторском праве и смежных правах.

1) Необходимо поставить голубой линк к слову «Soliq plus / Налоги плюс» и направить на наш телеграм канал https://t.me/soliq_plus
2) Неосведомленность об этих правилах не освобождает от ответственности, зафиксированной в соответствующих законодательных актах.