ИЗУЧАЕМ КОДЕКС: Порядок изменения сроков уплаты и возврата излишне уплаченных налогов (Часть 2)

Следует заметить, что, если заинтересованное лицо обращается с просьбой об отсрочке или рассрочке уплаты налога на ущерб, причиненный стихийным бедствием, техногенной катастрофой или другими необратимыми обстоятельствами, то к заявлению должно прилагаться заключение о факте наступления в отношении этого лица обстоятельств непреодолимой силы. Именно заключение и акт оценки причиненного этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств являются основанием для обращения.

Вышеуказанные документы составляются органом государственной власти на местах или органами в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органами самоуправления граждан.

Однако если заинтересованное лицо обратилось об отсрочке или рассрочке по уплате налога по основанию, указанному в пункте 2 части 2 статьи 100 Налогового кодекса, прилагается документ финансового органа, подтверждающий наличие такого основания и сумму, не поступившую этому лицу в счет финансирования из бюджета (государственного целевого фонда) или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа и (или) оказанных услуг для государственных нужд или нужд органов государственной власти на местах.

Наличие основания, указанного в пункте 3 части 2 статьи 100 настоящего кодекса, устанавливается Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан или уполномоченным им налоговым органом по результатам проведенного анализа финансового состояния заинтересованного лица. Такой анализ проводится в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством экономики и промышленности Республики Узбекистан по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан.

К заявлению заинтересованного лица о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в пункте 4 части 2 статьи 100 настоящего кодекса, прилагаются сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание).

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по основанию, указанному в пункте 5 части 2 статьи 100 настоящего кодекса, прилагается составленный этим лицом документ, подтверждающий, что в общих доходах этого лица доля его доходов от имеющих сезонный характер видов деятельности составляет не менее 50 процентов.

Перечень отраслей и видов деятельности сезонного характера утверждается Кабинетом Министров.

В заявлении заинтересованного лица о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога данное лицо принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

По требованию уполномоченного органа заинтересованное лицо представляет документы об имуществе, которое может быть предметом залога, поручительство или банковскую гарантию.

По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копию такого решения заинтересованное лицо представляет в налоговый орган по месту своего учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

В соответствии с положениями кодекса решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога либо об отказе в ее предоставлении принимает уполномоченный орган в течение 30 дней со дня получения заявления заинтересованного лица. В свою очередь в решении об отсрочке или разрешении уплаты налога в рассрочку необходимо указать сумму задолженности, вид налога, который может быть отсрочен или уплачен в рассрочку, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов.

В соответствующих случаях решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать документы об имуществе, которое является предметом залога, поручительство или банковскую гарантию.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в силу со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.

Например, заинтересованное лицо обратилось 1 октября 2020 года с просьбой о возможности отсрочки или уплаты налога в рассрочку. По состоянию на 1 октября задолженность по налогам составила 100,0 млн сумов и пеня по этому долгу — 15,0 млн сумов. Решение об отсрочке было принято 21 октября, и до этой даты налогоплательщику начислена пеня около 1,0 млн сумов. Таким образом, решение об отсрочке или рассрочке платежа применяется на 116,0 млн сумов (1,0 млн сумов (0,50% х 20 = 1,0 млн сумов)).

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в силу только после заключения договора о залоге имущества.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством.

Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении направляется уполномоченным органом заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица в трехдневный срок со дня принятия такого решения.

Действие отсрочки или рассрочки по уплате налога прекращается досрочно в случае уплаты всей причитающейся суммы налога и соответствующих процентов до истечения установленного срока.

► При нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога ее действие может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога.

Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке по уплате налога в течение пяти дней со дня принятия решения об отмене направляется принявшим его уполномоченным органом заинтересованному лицу. Копия такого решения в тот же срок направляется в налоговый орган по месту учета заинтересованного лица.

Кроме того, Налоговый кодекс Республики Узбекистан устанавливает порядок своевременного возврата переплаченных или излишне взысканных налогов в целях экономической поддержки субъектов хозяйствования, а в случае невозврата в установленный срок — за каждый день просрочки с процентами.

В соответствии с положениями кодекса сумма излишне уплаченного налогоплательщиком или излишне взысканного с него налога при отсутствии у него налоговой задолженности подлежит возврату этому налогоплательщику либо засчитывается в счет предстоящих платежей по тому же налогу (статья 103).

При наличии у налогоплательщика налоговой задолженности сумма излишне уплаченного или излишне взысканного налога подлежит зачету в счет погашения этой задолженности в следующей последовательности:

► в счет задолженности по пени по этому налогу;

► в счет задолженности по другим налогам и пеням по этим налогам;

► в счет уплаты штрафов за налоговые правонарушения.

Сумма излишне уплаченного налога по заявлению налогоплательщика может быть полностью или частично возвращена налогоплательщику.

Следует отметить, что зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и начисленных процентов производится в национальной валюте.

Содик БОЙМУРАДОВ,
преподаватель Центра повышения квалификации при ГНК РУз.

Перевод Вадима СУЛТАНОВА.

(Продолжение следует)


TELEGRAM: 👉https://t.me/soliq_plus

🔰FACEBOOK: https://fb.com/Soliqplusuz



Барча ҳуқуқлар ҳимояланган. Сайтдан маълумот олинганда манба кўрсатилиши шарт.
Условия использования материалов: Все права защищены законами Республики Узбекистан о средствах массовой информации и об авторском праве и смежных правах.

1) Необходимо поставить голубой линк к слову «Soliq plus / Налоги плюс» и направить на наш телеграм канал https://t.me/soliq_plus
2) Неосведомленность об этих правилах не освобождает от ответственности, зафиксированной в соответствующих законодательных актах.