ИЗУЧАЕМ КОДЕКС: Налоговое обязательство и общие правила его исполнения (продолжение темы)

В прошлом статье мы говорили о юридическом обязательстве налогоплательщика уплачивать положенную сумму средств в бюджет соответствующего уровня в порядке и в сроки, определенные налоговым законодательством. Продолжаем изучать этот вопрос в новой редакции Налогового кодекса.

Уполномоченное лицо обязано погасить всю задолженность по налогам физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, возникшую на день признания его таковым, за счет денежных средств или иного имущества этого лица.

Налоговое обязательство физического лица, признанного судом недееспособным, исполняется его опекуном за счет имущества этого лица. Опекун обязан погасить всю налоговую задолженность недееспособного физического лица за счет денежных средств или иного имущества этого лица.

Исполнение обязанности по уплате налогов физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим или недееспособным, а также обязанности по уплате причитающихся ему пеней и штрафов приостанавливаются по решению соответствующего налогового органа в случае недостаточности (отсутствия) денежных средств или иного имущества этого физического лица для исполнения указанной обязанности.

В случае принятия в установленном порядке решения об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение указанных обязанностей возобновляется со дня принятия указанного решения.

Лица, на которых в соответствии с настоящей статьей возлагаются обязанности по уплате налогов физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими или недееспособными, пользуются всеми правами и исполняют все обязанности в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков.

Безнадежная к взысканию налоговая задолженность

Статья 96 Налогового кодекса Республики Узбекистан гласит, что безнадежной к взысканию признается налоговая задолженность, числящаяся за отдельными налогоплательщиками и налоговыми агентами, погашение и (или) взыскание которой оказалось невозможным в случае:

► ликвидации юридического лица – в части его налоговой задолженности, не погашенной в порядке, предусмотренном статьей 91 настоящего кодекса, по причине недостаточности имущества юридического лица и (или) невозможности ее погашения учредителями (участниками) этого юридического лица в пределах и порядке, установленных законодательством;

► признания банкротом индивидуального предпринимателя – в части налоговой задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;

► смерти физического лица или объявления физического лица умершим – в части его налоговой задолженности, не погашенной в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего кодекса, по причине недостаточности его имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность государства;

► принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания налоговой задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания, в том числе вынесения судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления о взыскании налоговой задолженности;

► снятия с учета в налоговом органе иностранного юридического лица в соответствии с частью седьмой статьи 129 настоящего кодекса – в части его налоговой задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества постоянного учреждения и невозможности ее погашения со стороны юридического лица – нерезидента Республики Узбекистан в пределах и порядке, установленных законодательством.

Указанная налоговая задолженность, признанная безнадежной к взысканию, подлежит восстановлению при повторной постановке этого иностранного юридического лица на учет в налоговом органе.

Налоговый кодекс также определяет компетентные органы, в полномочия которых входит принятие решения о признании налоговой задолженности безнадежной к взысканию и ее списании и определяет, что такими органами являются налоговые и таможенные органы, которые могут принимать решения в пределах своей компетенции.

Соответственно порядок списания налоговой задолженности, признанной безнадежной, и утверждение перечня документов осуществляются Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан.

В свою очередь порядок списания налоговой задолженности, возникшей в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Узбекистан, признанной безнадежной, и утверждение перечня документов осуществляются Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан.

Изменение сроков уплаты налогов и возврата излишне уплаченных налогов

Налоговое законодательство страны является основой налогового механизма исчисления и уплаты налогов, который, с одной стороны, контролирует выполнение налоговых обязательств, с другой – обеспечивает стабильность доходов Государственного бюджета. В свою очередь путем оптимизации процедур уплаты налогов установлены удобные для налогоплательщиков сроки оплаты, что расширяет возможности развития их предпринимательской деятельности.

Кроме того, недавно введенные правовые положения об изменении сроков уплаты налогов в действующем Налоговом кодексе служат правовой основой для повышения инвестиционной активности.

В частности, согласно статье 97 Налогового кодекса Республики Узбекистан, изменением срока уплаты налога признается его перенос на более поздний срок, указанное изменение срока уплаты налога осуществляется в форме отсрочки или рассрочки.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты этого налога соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности по этому налогу. Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена в отношении суммы задолженности, возникшей до принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки, или в отношении суммы задолженности, которая возникнет в будущем.

В Налоговом кодексе заинтересованное лицо, претендующее на изменение срока уплаты налога, имеет право подать заявление на отсрочку или рассрочку платежа, которое может быть подано в отношении одного или нескольких видов налогов, а также чтобы изменить срок уплаты налогов.

Орган, принимающий решения, вправе предложить указанному лицу предусмотренные настоящей главой иные условия отсрочки или рассрочки, которые могут быть приняты по согласованию с заинтересованным лицом.

Следует отметить, что изменение срока уплаты налогов не отменяет существующие налоговые обязательства и не создает новых налоговых обязательств. Данный порядок применяется также при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате пени и штрафа.

Например, налогоплательщику предоставляется возможность отсрочки или оплаты в рассрочку, но до этого времени он имеет задолженность по налогам и ему начисляется пеня за неуплату этой задолженности по налогам в установленном порядке или в период, когда действует отсрочка или рассрочка, налогоплательщик совершает нарушения при подготовке и сдаче отчетов. Конечно, в таких случаях он будет нести ответственность.

Изменения срока уплаты налогов, отсрочка или рассрочка могут быть обеспечены залогом имущества, поручительством или банковской гарантией в соответствии с решением органов власти об отсрочке или разрешении платежа в рассрочку.

В то же время Налоговый кодекс определяет обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога, а именно – срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении заинтересованного лица выполняется хотя бы одно из условий (статья 98 НК РУз):

► возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением налогового законодательства;

► имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Республики Узбекистан на постоянное жительство;

► в течение трех лет, предшествующих дню подачи этим лицом заявления об изменении срока уплаты налога, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки или рассрочки в связи с нарушением условий соответствующего изменения срока уплаты налога;

► возбуждено дело о банкротстве. Следует отметить, что при наличии обстоятельств, указанных в части первой настоящей статьи, решение об изменении срока уплаты налога не может быть принято, а принятое решение подлежит отмене. Об отмене принятого решения в трехдневный срок в письменной форме уведомляются заинтересованное лицо и налоговый орган по месту его учета. В свою очередь кодекс предусматривает, что заинтересованное лицо имеет право обжаловать такое решение в установленном порядке.

(Продолжение следует)

Содик БОЙМУРОДОВ,
преподаватель Центра повышения квалификации при ГНК.

 

Перевод Вадима СУЛТАНОВА


TELEGRAM: 👉https://t.me/soliq_plus

🔰FACEBOOK: https://fb.com/Soliqplusuz



Барча ҳуқуқлар ҳимояланган. Сайтдан маълумот олинганда манба кўрсатилиши шарт.
Условия использования материалов: Все права защищены законами Республики Узбекистан о средствах массовой информации и об авторском праве и смежных правах.

1) Необходимо поставить голубой линк к слову «Soliq plus / Налоги плюс» и направить на наш телеграм канал https://t.me/soliq_plus
2) Неосведомленность об этих правилах не освобождает от ответственности, зафиксированной в соответствующих законодательных актах.