КАК ОТКРЫТЬ ЧАСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, ОФОРМИТЬ ГОСЗАКУПКИ

Частным предприятием признается коммерческая организация, созданная и управляемая собственником – одним физическим лицом, собственником, который наделяет предприятие соответствующим имуществом и утверждает его устав. Создается оно на неопределенный срок, если иное не предусмотрено его уставом.

Оно вправе выступать учредителем или иным образом участвовать в уставном фонде других юридических лиц, открывать представительства и создавать филиалы. Учредительным документом частного предприятия является его устав.

Устав должен содержать:

– фирменное наименование;

– сведения о его местонахождении и почтовый адрес;

– перечень основных видов деятельности;

– фамилию, имя, отчество и место жительства собственника;

– размер уставного фонда.

В уставе частного предприятия могут содержаться и иные положения, не противоречащие законодательству.

Уставный фонд частного предприятия неделим и определяется самим собственником.

Вкладом в уставный фонд частного предприятия могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество или имущественные права либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку. Собственник самостоятельно оценивает имущество, вносимое им в уставный фонд частного предприятия.

Если при формировании уставного фонда частного предприятия собственник передает предприятию имущество, являющееся общей (долевой или совместной) собственностью членов его семьи, требуется получить нотариально удостоверенное согласие всех собственников этого имущества.

Увеличение и уменьшение уставного фонда частного предприятия осуществляется по решению собственника путем внесения изменений в устав частного предприятия.

Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов частного предприятия окажется меньше его уставного фонда, частное предприятие обязано уменьшить свой уставный фонд до размера, не превышающего стоимости его чистых активов.

Собственник частного предприятия в качестве руководителя единолично управляет предприятием, без доверенности действует от его имени, представляет его интересы, распоряжается денежными средствами и иным имуществом частного предприятия, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает счета в банках, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия.

Собственник частного предприятия имеет право:

вносить в устав частного предприятия изменения и дополнения в порядке, определяемом законодательством;

принимать решения о реорганизации и ликвидации частного предприятия;

использовать по своему усмотрению прибыль частного предприятия, остающуюся после уплаты налогов и других обязательных платежей;

отчуждать принадлежащее частному предприятию имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный фонд других юридических лиц или иным способом распоряжаться этим имуществом.

Собственник частного предприятия может иметь и иные права в соответствии с законодательством.

Собственник частного предприятия обязан:

сформировать уставный фонд;

единолично управлять принадлежащим ему предприятием. Собственник частного предприятия может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.

В случае своего временного отсутствия собственник частного предприятия принимает письменное решение о возложении обязанностей руководителя на другое физическое лицо на срок отсутствия. Собственник частного предприятия может ограничить право временного руководителя по распоряжению имуществом частного предприятия.

При невозможности собственника исполнять обязанности руководителя частного предприятия вследствие смерти, недееспособности, ограничения дееспособности либо признания его безвестно отсутствующим управление частным предприятием осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и уставом частного предприятия.


– Совсем недавно после приобретения доли в нашем ООО государством мы стали корпоративным заказчиком и теперь должны выполнять требования, предъявляемые к государственным заказчикам. Нам необходимо провести конкурс, а для этого нужно создать комиссию по закупкам. Что следует учесть при ее создании? А также как правильно оформить решение о победителе конкурса? Что должен содержать протокол и как его оформить?

– Согласно законодательству корпоративными заказчиками являются государственные предприятия; юридические лица с долей участия государства в их уставном фонде (уставном капитале) в размере 50 процентов и более; юридические лица, в уставном фонде (уставном капитале) которых 50 процентов и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50 процентов и более.

Закупочная комиссия является коллегиальным органом, уполномоченным принимать решения о выборе победителя закупочных процедур.

Основной целью работы закупочной комиссии является объективная оценка и упорядочивание предложений участников по степени соответствия заказу и выбор победителя (победителей) при конкурентных способах осуществления государственных закупок.

Закупочная комиссия является постоянно действующим органом при государственном заказчике, формируемым и расформировываемым соответствующими решениями государственного заказчика.

Закупочная комиссия состоит из нечетного числа членов, состав и число ее членов зависит от вида закупочной процедуры и может меняться с учетом особенностей приобретаемого товара (работы, услуги).

Члены закупочной комиссии должны быть объективными и лично незаинтересованными в выборе победителя закупочной процедуры.

Работой закупочной комиссии руководит председатель, который созывает и ведет заседания закупочной комиссии, объявляет голосования и принятые закупочной комиссией решения, а также подписывает протоколы заседаний закупочной комиссии. В отсутствие председателя закупочной комиссии его функции выполняет заместитель.

Оперативную деятельность закупочной комиссии организует ее ответственный секретарь.

Каждый член закупочной комиссии может голосовать «за», «против» или воздержаться от участия в голосовании. Председатель закупочной комиссии не имеет права воздерживаться от участия в голосовании.

Заседания закупочной комиссии могут проходить в очной или заочной (путем опроса, без совместного присутствия) форме. Очные заседания могут проводиться в формате конференций (видеоконференции и т.п.).

Решения закупочной комиссии по государственной закупке товаров (работ, услуг) стоимостью менее пяти тысяч минимальных размеров заработной платы на дату проведения заседания по одной государственной закупке могут приниматься на заочном, а свыше пяти тысяч минимальных размеров заработной платы – только на очном заседании закупочной комиссии.

ВАЖНО! При проведении государственных закупок стоимостью свыше пяти тысяч минимальных размеров заработной платы в состав закупочной комиссии, помимо представителей государственного заказчика, включаются представители Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям, республиканского проектного института «УзИнжиниринг» при Кабинете Министров Республики Узбекистан.

Уполномоченный орган вправе направить представителя на заседание закупочной комиссии для участия в качестве наблюдателя.

Для проведения очного заседания закупочной комиссии необходимо присутствие более половины от общего числа членов закупочной комиссии.

Решение принимается большинством голосов от общего числа членов закупочной комиссии.

В случае наличия у членов закупочной комиссии связей, носящих характер аффилированности с участниками, вопрос о которых вынесен на заседание, такой член закупочной комиссии должен заявить самоотвод, о чем делается отметка в протоколе, и не принимать участие в голосовании по данному вопросу.

В случае, если закупочной комиссии стало известно о наличии аффилированности члена данной комиссии до принятия решения по соответствующему вопросу, а он сам не заявил самоотвод, такой член исключается из голосования по данному вопросу.

В случае, если закупочной комиссии стало известно о наличии аффилированности члена данной комиссии, проголосовавшего по соответствующему вопросу после принятия решения, голос такого члена исключается из результатов голосования по данному вопросу.

Закупочная комиссия выполняет следующие функции:

согласовывает конкурсную (тендерную) документацию;

устанавливает сроки приема предложений;

устанавливает процедуры вскрытия предложений;

устанавливает критерии оценки предложений;

устанавливает порядок внесения, величину и форму обеспечения предложения;

проводит вскрытие предложений участников закупочных процедур;

проводит квалификационный отбор, если он предусмотрен условиями конкурсной (тендерной) документации;

осуществляет закупочные процедуры в соответствии с законодательством;

определяет исполнителя и резервного исполнителя конкурентных видов закупочных процедур или признает торги несостоявшимися.

Закупочная комиссия несет ответственность за соответствие процедур определения исполнителя требованиям законодательства о государственных закупках, обоснованность и беспристрастность принимаемых ею решений.

Закупочная комиссия не несет ответственности за действия, осуществляемые другими субъектами государственных закупок.

Решения, принимаемые закупочной комиссией в пределах ее компетенции, являются обязательными для всех участников.

При проведении закупочных процедур в рамках:

хозяйственной деятельности закупочная комиссия формируется из числа представителей государственного заказчика при необходимости с привлечением экспертов с правом голоса;

проектной деятельности функции закупочной комиссии выполняет создаваемая в установленном порядке группа реализации проекта, которая принимает решения о результатах проведения закупочных процедур.

Что касается конкурса, то для осуществления государственной закупки посредством проведения конкурса образуется закупочная комиссия в составе не менее пяти членов.

Лучшие условия исполнения договора определяются закупочной комиссией на основании объявленных критериев оценки предложений участников конкурса.

Срок рассмотрения и оценки предложений участников конкурса не может превышать десяти дней с момента окончания подачи предложений.

Предложение признается надлежаще оформленным, если оно соответствует требованиям Закона «О государственных закупках» и конкурсной документации.

Закупочная комиссия отклоняет предложение, если подавший его участник конкурса не соответствует требованиям, установленным в Законе «О государственных закупках», либо предложение участника конкурса не соответствует требованиям конкурсной документации.

В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса, закупочная комиссия вправе отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе закупочной процедуры.

Закупочная комиссия осуществляет оценку предложений, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Во время, указанное в объявлении как время проведения конкурса, закупочная комиссия для проведения оценки предложений вскрывает конверты с предложениями, поданными участниками конкурса. Уполномоченный представитель участника конкурса вправе присутствовать при процедуре вскрытия конвертов.

Победителем признается участник конкурса, предложивший лучшие условия исполнения договора на основе критериев, указанных в конкурсной документации и предложении.

В случае, если конкурсной документацией предусмотрено, что каждый товар (работа, услуга) конкурса рассматривается как отдельная единица закупочной процедуры, то закупочная комиссия определяет победителя по каждому предмету конкурса.

Результаты рассмотрения и оценки предложений фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки предложений.

Протокол рассмотрения и оценки предложений должен содержать следующую информацию:

– о дате и времени рассмотрения и оценки конкурсных предложений;

– о составе присутствующих членов закупочной комиссии и уполномоченных представителей участников конкурса;

– об участниках конкурса, предложения которых были рассмотрены;

– об участниках конкурса, предложения которых были отклонены, с указанием конкретных причин их отклонения; – о принятом решении о победителе конкурса;

– наименование (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (для физических лиц), местонахождение (почтовый адрес) победителя конкурса.

Протокол рассмотрения и оценки предложений подписывается всеми членами закупочной комиссии, и выписка из него публикуется на специальном информационном портале в течение трех рабочих дней со дня его подписания.

Любой участник конкурса после публикации протокола рассмотрения и оценки предложений вправе направить государственному заказчику запрос о предоставлении разъяснений результатов конкурса. В течение трех рабочих дней с даты поступления такого запроса государственный заказчик обязан представить участнику конкурса соответствующие разъяснения.

Государственный заказчик не вправе обсуждать поданные предложения до момента окончания их приема.

Елена ЕРМОХИНА,
юрист-эксперт


TELEGRAM: 👉https://t.me/soliq_plus

🔰FACEBOOK: https://fb.com/Soliqplusuz



Барча ҳуқуқлар ҳимояланган. Сайтдан маълумот олинганда манба кўрсатилиши шарт.
Условия использования материалов: Все права защищены законами Республики Узбекистан о средствах массовой информации и об авторском праве и смежных правах.

1) Необходимо поставить голубой линк к слову «Soliq plus / Налоги плюс» и направить на наш телеграм канал https://t.me/soliq_plus
2) Неосведомленность об этих правилах не освобождает от ответственности, зафиксированной в соответствующих законодательных актах.