ФРАНЧАЙЗИНГ: КАЛЬКИРОВАННЫЙ БИЗНЕС

В последние годы слова «франшиза» и «франчайзинг» вошли в нашу жизнь, а сама новая форма ведения бизнеса стала набирать популярность. Мы постоянно сталкиваемся с успешными примерами франчайзинга. Соса-Cola, KFC, Pepsi Cola, Yves Rocher и многие другие компании, ставшие привычными для нас элементами городской среды, открыты предпринимателями именно по франчайзингу.

Как мы знаем, самые крупные состояния принадлежат владельцам успешного бизнеса. Отсюда следствие: необходимо открывать собственный бизнес. В противовес этому постулату статистические данные: больше половины новых предприятий разоряется в первый год работы. И это неудивительно: сказывается отсутствие опыта, слабое знание конъюнктуры рынка и просто неумение организовать работу компании.

Известный консультант по бизнесу Киосаки считает, что для построения успешного бизнеса надо потерять как минимум два предыдущих. Именно опыт и навык ведения бизнеса дают гарантию выживаемости новой компании.

Но не у всех есть средства, чтобы рисковать ими ради приобретения опыта. Более чем уверены, что вы хотите все сразу и без потерь. Для таких случаев хорош франчайзинг, позволяющий воспользоваться успешной формулой бизнеса, уже испытанной разными людьми.

Предпринимателю нет необходимости «изобретать велосипед»: все, что ему надо, – это следовать подробной инструкции, которая, как правило, включает все – от дизайна магазина до системы ведения отчетности.

Суть франчайзинга проста: в обмен на преимущества уже на деле проверенной методики ведения бизнеса и право использовать относительно известную торговую марку франчайзи (предприниматель, желающий начать бизнес) делится с франчайзером (владельцем марки и технологии) частью своей прибыли и независимости.

Причем частью независимости – это мягко сказано. Реальная власть внутри франчайзинговой сети принадлежит все же руководителям сети, а не участникам. В лучшем случае с ними могут проконсультироваться, но право окончательного решения принадлежит франчайзеру.

ГОТОВЫЕ ИДЕИ

Во многом такое жесткое ограничение оправдано: только так франчайзер может гарантировать минимизацию рисков. Ну и потом не забывайте – вам передают право представлять торговую марку, а значит, любые ваши действия могут отразиться на имидже всего бренда в целом.

Чтобы полнее представить картину, рассмотрим основные плюсы и минусы открытия предприятия на основе франчайзинга.

Очевидными плюсами для предпринимателя являются:

✅ получение испытанной формулы бизнеса. Фактически это готовый бизнес и рыночная ниша;

✅ разрешение использовать известный товарный знак (сокращает затраты на рекламу на первоначальной стадии);

✅ получение помощи не только на стадии открытия дела, но и на протяжении всего периода сотрудничества;

✅ получение технических знаний и средств, которые позволяют начать работу в наилучших условиях;

✅ облегчение получения кредитных ресурсов (многие франчайзеры выступают гарантами по кредитам);

✅ труд по защите и поддержанию имиджа марки сети перекладывается на франчайзера.

ЛОЖКА ДЕГТЯ

Чтобы у вас не сложилось впечатление, что это идеальная модель ведения бизнеса, стоит упомянуть и о ряде минусов этой формы работы. Прежде всего это упомянутое выше отсутствие свободы. Предприниматель фактически теряет независимость и творческую свободу.

А еще…

● Высокая зависимость собственного бизнеса от стабильности франчайзера;

● невозможность быстрого выхода из бизнеса, так как договор франчайза обычно заключается на определенный срок.

Обратимся к финансовой стороне сотрудничества. Для открытия фирмы на основе франчайзинга необходимо оплатить первоначальный взнос. Это разовая выплата за лицензию на использование торговой марки, ноу-хау и технологии ведения бизнеса.

Средний уровень первоначального взноса составляет 5-10 процентов общей стоимости необходимых инвестиций в бизнес. Общий инвестиционный объем в зависимости от вида деятельности может вылиться в сотни тысяч долларов.

Некоторые франчайзеры вообще не взимают первоначальный взнос. Их задача создать как можно более разветвленную сеть предприятий, чтобы обеспечить себе в будущем стабильный доход от текущих платежей.

Текущие платежи, или роялти, – это второй немаловажный компонент финансовой стороны бизнеса. Ежемесячно (или с другой периодичностью) предприниматель обязан отчислять определенную сумму владельцам сети. Как правило, она составляет 6–7 процентов валового объема продаж.

В большинстве форм франчайзинга предусмотрены и регулярные отчисления на рекламу и маркетинг в размере 1–1,5 процента от общего объема продаж.

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

Напоминаем, что франчайзинг – это соглашение, посредством которого франчайзер (владелец франчайза) предоставляет предпринимателю право использовать принадлежащие ему торговые имена, марки, ноу-хау и модели ведения бизнеса в пределах заданной территории на определенный период времени.

Однако, являясь юридически договором независимых равноправных партнеров, в действительности договор франчайза все-таки предполагает концентрацию большей части полномочий в руках франчайзера. В то время как предприниматель, желающий открыть собственное дело по договору франчайзы, вынужден или смириться с выдвинутыми условиями, или искать другого партнера.

Но если на стадии заключения договора обратить особое внимание на определенные положения соглашения, это поможет в будущем избежать многих подводных камней. Это важно помнить, поскольку практически все соглашения разрабатываются владельцами франчайза, а значит, созданы прежде всего в их интересах.

Потребуйте, чтобы в договоре было четко прописано, что конкретно вы получаете после выплаты вступительного взноса.

При этом расплывчатые формулировки типа ноу-хау недопустимы. Обратите особое внимание на порядок выплаты роялти и штрафные санкции. Возможно, стоит их сделать более гибкими. Обязательно включите в соглашение пункт, обязывающий франчайзера предоставлять вам рекламный бюджет и возможность контроля расходования средств.

Принципиальным моментом, на который стоит обратить особое внимание, является требование эксклюзивности. Некоторые франчайзеры настаивают на эксклюзивности поставки: работать можно только с их товарами. Но встречаются и те, что не настаивают на эксклюзивности, но при этом четко оговаривают обязательную долю своего товара.

Если же вас обязали торговать исключительно товарами франчайзера, непременно настаивайте на внесении пункта о штрафных санкциях в отношении франчайзера из-за перебоев в поставках. Это оградит вас от убытков, которые вы можете понести в случае отсутствия наиболее востребованного товара на складе в момент повышенного спроса.

Непременно стоит включить в договор пункт, оговаривающий ваше эксклюзивное право представлять выбранную марку на конкретной территории. Так вы обезопасите себя от появления конкурентов. Если же франчайзер отказывается предоставить вам такие гарантии, стоит задуматься, насколько выгодно вам будет работать на одной территории с конкурентом, владеющим теми же методиками и предоставляющим аналогичные услуги (товары).

Другим распространенным требованием является запрет на ведение определенного вида деятельности после прекращения действия франчайзингового соглашения. С одной стороны, это оправданно. Потому что нередки случаи, когда недобросовестные партнеры расторгали договор и продолжали вести аналогичный бизнес под другим названием на прежнем, уже «раскрученном» месте.

С другой стороны, запрещая заниматься аналогичной деятельностью в будущем, франчайзер значительно ограничивает права предпринимателя и фактически привязывает его к своей фирме. Предприниматель, решивший расторгнуть сотрудничество, вынужден или сменить сферу деятельности, или оставаться в сети.

Серьезные проблемы могут возникнуть, если вы не уделите должного внимания порядку расторжения франчайзингового соглашения. Так, многие франчайзеры, оставляя за собой право прекратить сотрудничество путем уведомления партнера, не предоставляют контрагентам такое же право.

Другими словами, получив в один прекрасный день подобное уведомление, вы в одночасье теряете накатанный бизнес без права вести аналогичную деятельность.

Остерегайтесь сотрудничества с непорядочными франчайзерами, цель которых – создать как можно большую сеть без оценки их реальных возможностей в указанной сфере. Такие компании интересует возможность собрать как можно больше вступительных взносов, а дальнейшая судьба предприятия их уже мало волнует.

Надеемся, что, учитывая эти рекомендации, вы сможете реально избежать большей части подводных камней и максимально полно использовать все бесспорные преимущества франчайзинга.

Подготовила Венера ГАЛИЕВА.


TELEGRAM: 👉https://t.me/soliq_plus

🔰FACEBOOK: https://fb.com/Soliqplusuz



Барча ҳуқуқлар ҳимояланган. Сайтдан маълумот олинганда манба кўрсатилиши шарт.
Условия использования материалов: Все права защищены законами Республики Узбекистан о средствах массовой информации и об авторском праве и смежных правах.

1) Необходимо поставить голубой линк к слову «Soliq plus / Налоги плюс» и направить на наш телеграм канал https://t.me/soliq_plus
2) Неосведомленность об этих правилах не освобождает от ответственности, зафиксированной в соответствующих законодательных актах.