ИЗУЧАЕМ КОДЕКС: Налоговое обязательство и общие правила его исполнения статьи 88 — 91

Налоговый кодекс определяет условия и порядок подачи иска по исполнению налогового обязательства. Согласно статье 88, сроком исковой давности по налоговому обязательству является срок, в течение которого налоговый орган или иной уполномоченный орган вправе провести налоговую проверку, по результатам которой направить налогоплательщику требование о погашении налоговой задолженности либо пересмотреть величину налогов, подлежащих уплате в соответствии с налоговым законодательством.

Срок исковой давности по налоговому обязательству составляет пять лет после окончания налогового периода, по результатам которого определяется налоговое обязательство. Если возникновение налогового обязательства связывается с определенным событием или действием и иное не установлено кодексом, срок исковой давности по нему составляет пять лет с момента этого события или действия.

Вместе с тем, согласно статье 84 НК РУз «Срок хранения налоговой отчетности», налоговое законодательство связывает применение налоговой ставки, размер уплачиваемого налога, применение налоговой льготы или налогового вычета и (или) изменение срока уплаты налога с соблюдением налогоплательщиком определенных условий.

Следует отметить, что срок исковой давности по налоговым обязательствам может быть приостановлен, прекращен и возобновлен в соответствии с гражданским законодательством.

В нашей стране налоги и сборы уплачиваются в национальной валюте, если кодексом не предусмотрено иное (статья 89 НК РУз).

Пересчет суммы налога, рассчитанной в иностранной валюте в переводе на национальную валюту, производится по официальному курсу Центрального банка Республики Узбекистан на дату уплаты налога.

Обязательство налогоплательщика по уплате налога признается исполненным в следующих случаях:

● с момента предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств со счета налогоплательщика в бюджетную систему на соответствующий счет казначейства – при наличии на счете налогоплательщика достаточного денежного остатка на день платежа;

● с момента сдачи в кассу банка наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему на соответствующий счет казначейства без открытия счета в банке.

Такое правило при условии достаточности денежных средств для уплаты налога применяется только при уплате налога физическими лицами;

● со дня внесения в банк или отделение связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему. Такое правило при условии достаточности денежных средств для уплаты налога применяется только при уплате налога физическими лицами;

● с момента отражения на лицевом счете юридического лица, которому открыт лицевой счет в казначействе, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему;

● со дня вынесения налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога;

● со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с настоящим кодексом на налогового агента.

В свою очередь, в соответствии с положениями кодекса, обязательство налогоплательщика по уплате налога признается неисполненным в случае:

► отзыва налогоплательщиком или возврата ему банком неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему;

► отзыва юридическим лицом, которому открыт лицевой счет в казначействе, или возврата ему казначейством неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему;

► неправильного указания в поручении на перечисление денежных средств банковских реквизитов, повлекшего неперечисление этих денежных средств в бюджетную систему на соответствующий счет казначейства;

► если на день предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к его счету, которые, в соответствии с гражданским законодательством, исполняются в первоочередном порядке и если на этом счете нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.[/su_note]

Это означает, что налогоплательщик подал в банк поручение об уплате налога, но на его банковском счете имеются поручения для других платежей, приравненных к налогу, а на счете налогоплательщика недостаточно средств для их удовлетворения. Следовательно, обязанность по уплате налога считается невыполненной.

Следует отметить, что эти правила распространяются на штрафы и пени, а также на налоговых агентов.

Налоговые органы ведут учет поступлений в бюджетную систему путем отражения в лицевой карточке налогоплательщика начисленных и уплаченных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов. Порядок ведения лицевой карточки налогоплательщика определяется Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан.

Таможенные органы ведут учет поступлений в бюджетную систему налогов и сборов, а также пеней и штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Узбекистан. Порядок ведения учета определяется Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан.

Порядок учета поступлений государственных пошлин и других сборов в бюджетную систему, взимаемых другими государственными органами и организациями, осуществляется в соответствии с Инструкцией, зарегистрированной в Министерстве юстиции Республики Узбекистан от 5 февраля 2016 года № 2760.

Кодекс также устанавливает правила исполнения налогового обязательства в случае ликвидации, реорганизации юридического лица, передачи имущества в доверительное управление и в других случаях.

В частности, налоговое обязательство ликвидируемого юридического лица исполняется ликвидатором за счет денежных средств этого юридического лица, в том числе полученных от реализации его имущества:

► если денежных средств ликвидируемого юридического лица, в том числе полученных от реализации его имущества, недостаточно для погашения его налоговой задолженности в полном объеме, остающаяся непогашенная задолженность может быть погашена участниками указанного юридического лица в пределах и порядке, установленных законодательством (статья 91 НК РУз).

При этом подлежащая зачету сумма излишне уплаченных или излишне взысканных налогов (пеней, штрафов) распределяется пропорционально налоговой задолженности по иным налогам или по решению ликвидатора.

При отсутствии у ликвидируемого юридического лица налоговой задолженности сумма излишне уплаченных или излишне взысканных налогов (пеней, штрафов) подлежит возврату этому юридическому лицу в порядке, установленном настоящим кодексом, не позднее 15 дней со дня подачи им заявления.

Эти положения также применяются при уплате налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу страны.

Очередность исполнения налогового обязательства при ликвидации юридического лица среди расчетов с другими кредиторами этого юридического лица определяется гражданским законодательством.

В случае реорганизации юридического лица исполнение налогового обязательства реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) известны факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязанностей по уплате налогов.

(Продолжение следует)

Содик БОЙМУРАДОВ,
преподаватель Центра повышения квалификации при ГНК РУз.


TELEGRAM: 👉https://t.me/soliq_plus

🔰FACEBOOK: https://fb.com/Soliqplusuz



Барча ҳуқуқлар ҳимояланган. Сайтдан маълумот олинганда манба кўрсатилиши шарт.
Условия использования материалов: Все права защищены законами Республики Узбекистан о средствах массовой информации и об авторском праве и смежных правах.

1) Необходимо поставить голубой линк к слову «Soliq plus / Налоги плюс» и направить на наш телеграм канал https://t.me/soliq_plus
2) Неосведомленность об этих правилах не освобождает от ответственности, зафиксированной в соответствующих законодательных актах.