ЭНЕРГЕТИКА И «КОММУНАЛКА»: РАСХОДЫ ПОД ЖЕСТКИМ КОНТРОЛЕМ!

ЦЕНТРЫ ГОСУСЛУГ ИЗБАВЯТ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОТ ЛИШНЕЙ ВОЛОКИТЫ

20 августа 2019 года принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении административных регламентов оказания государственных услуг по снятию, поверке и установке оборудования (счетчиков) учета электроэнергии, природного газа, питьевой и горячей воды юридических и физических лиц» (ПКМ № 698). Им определено, что с 1 ноября текущего года государственные услуги по поверке приборов учета осуществляются только через центры государственных услуг или Единый портал интерактивных государственных услуг.

Что изменилось с принятием этого документа? Как новый порядок отразится на потребителях? На эти и другие вопросы нам ответили в Агентстве государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан.

– Вплоть до недавнего времени потребители сталкивались с определенными проблемами при поверке счетчиков, которую надо было производить через строго определенный период, – рассказывает начальник отдела по связям с общественностью и средствами массовой информации Агентства государственных услуг Севара ЗАКИРОВА. – Во-первых, это было связано с тем, что, с одной стороны, граждане, да и юридические лица просто забывали это делать своевременно, а снабжающие организации им об этом не напоминали.

Во-вторых, было очень много волокиты, из-за которой приходилось тратить время, нервы и средства. Сначала обращались с заявлением, например, в районную организацию электросетей для того, чтобы специалисты сняли счетчик. Затем, уже с прибором в руках, приходилось ехать в агентство «Узстандарт» или его территориальное подразделение, и заплатив затребованную там сумму, сдать его на поверку. При этом точные сроки проведения поверок не обуславливались, да и цены за проведение этой процедуры были все время разными, и никто не понимал, по какому принципу они устанавливались. Иной раз с первой попытки не получалось забрать счетчик, так как его не успевали проверить, и надо было приезжать еще раз.

И вот, получив уже проверенный счетчик, потребитель опять направлял письмо в организацию электросетей, чтобы прибор установили на его прежнем месте. Оставалось только ждать, когда для этого выберут время специалисты.

Впрочем, был еще третий путь, которым шли те, у кого не было ни желания, ни времени втягиваться в этот «марафон». Ведь можно было легко договориться с сотрудниками «Энергосбыта», которые, за определенное вознаграждение, с удовольствием сами брались за решение этого вопроса.

Примерно так же решались вопросы с измерительными приборами расхода газа, горячей и холодной воды.

С введением нового порядка ситуация кардинально поменялась. Сейчас достаточно подать заявку, явившись в любой удобный для потребителя центр государственных услуг, а их в республике ровно 201 по числу районов, или обратиться на портал my.gov.uz. Это предотвратит затягивание сроков оказания услуги, необоснованные требования дополнительных денежных средств с заявителей и так далее.

За своевременностью сдачи на поверку измерительных приборов, например, счетчиков теплоснабжения, будут следить снабжающие организации. До истечения установленного предельного срока эксплуатации индивидуальных приборов учета поставщик заранее (не менее чем за 10 календарных дней) должен направить потребителю соответствующее уведомление. А потребитель в трехдневный срок со дня получения уведомления обязан согласовать в письменной или устной форме, можно и по телефону, день и время снятия представителями поставщика этого прибора на поверку.

Далее поставщиком и потребителем составляется и подписывается двусторонний акт, в котором указываются дата снятия, показания индивидуального прибора учета, сроки проведения его поверки и установки.

В случае, когда потребитель по уважительной причине отсутствовал (служебная командировка, лечение, отдых), при предъявлении подтверждающих документов, срок со дня получения предписания о снятии индивидуального прибора учета на поверку продлевается на период его отсутствия.

Необходимо отметить, что вышеназванным постановлением предусмотрено, что наше агентство должно осуществлять и контроль за действиями должностных лиц органов, оказывающих эти услуги. Эта задача возложена на управление по контролю за оказанием государственных услуг государственными организациями и иными органами.

Агентству предоставлено право осуществлять проверки деятельности государственных органов и иных организаций, оказывающих государственные услуги, на предмет соблюдения требований законодательства и административных регламентов. Вносить руководителям государственных органов и иных организаций для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений, причин и условий, им способствующих. Письменно объявлять должностным лицам предостережения о недопустимости нарушения законодательства в сфере оказания государственных услуг, а также применять в отношении должностных лиц государственных органов и иных организаций административные взыскания за нарушение соответствующего законодательства.

Постановлением правительства определено, что приобретение, установка, регистрация, периодическая государственная поверка и опломбирование современных приборов учета потребления электрической энергии и природного газа бытовыми потребителями осуществляются за счет средств предприятий территориальных электрических сетей и газоснабжающих организаций. Ответственность за организацию своевременного и качественного проведения периодической государственной поверки приборов учета возлагается, соответственно, на вышеназванные территориальные предприятия. А подключение субъектов предпринимательства к электрическим и газовым сетям на условиях «под ключ» осуществляется по их желанию.

Отмечу, что физические лица не должны платить за снятие, поверку и установку электросчетчиков. А вот за эти же процедуры в отношении счетчиков природного газа и воды оплачивается госпошлина в размере 20% от базовой расчетной величины. Сейчас это составляет 44 600 сумов. При подаче заявления через портал my.gov.uz оплачивается 90% от госпошлины, то есть 40 140 сумов.

Юридические лица должны уплатить сбор в полуторакратном размере от базовой расчетной величины. На данный момент это составляет 334 500 сумов. Индивидуальные предприниматели, действующие в нежилых помещениях, заплатят 20 % от базовой расчетной величины. То есть 44 600 сумов. В обоих случаях при подаче заявления через портал my.gov.uz оплачивается 90 % от госпошлины. Важно знать, что физические лица должны поверять приборы каждые 8 лет, а юридические – каждые 4 года.

Все виды работ, связанные с изменением схемы учета электрической энергии, проводятся только предприятием территориальных электрических сетей в присутствии уполномоченного лица соответствующего подразделения Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре и потребителя.

Установлены и сроки проведения работ. Снятие счетчика осуществляется в течение 5 рабочих дней с момента подачи заявки. Поверка занимает 3 рабочих дня. Сотрудники «Энергосбыта» должны забрать счетчик в течение 2 рабочих дней, а установить – за 3 рабочих дня.

Постановлением правительства задача по интеграции своих систем с Единым порталом интерактивных государственных услуг возложена на министерства энергетики и жилищно-коммунального обслуживания. Именно их подразделения и должны обеспечить снятие, поверку и установку приборов учета (счетчиков) электрической энергии, природного газа, питьевой и горячей воды по заявкам, поступающим к ним через центры государственных услуг. И, как уже было сказано выше, эти организации должны были начать такую работу уже с 1 ноября нынешнего года. Однако ввиду некоторых технических причин они не успели своевременно интегрировать базы данных, необходимые для этого процесса, с Единым порталом интерактивных государственных услуг.

Нашим агентством этот вопрос взят под контроль, и в ближайшее время будут объявлены результаты.

К сведению потребителей хочу сообщить, что по всем вопросам, связанным с заменой и поверками счетчиков, а также по другим проблемам можно обратиться по телефону с коротким номером 1148 или через специальный Telegramбот – @davxizmataloqa_bot.

ЧТО «УМЕЮТ» НОВЫЕ ПРИБОРЫ

Внедрение современных методов учета расходования электроэнергии и обеспечение полноты сбора средств за пользование ею – важнейшие условия развития энергетики. На это направлено и Постановление Президента Республики Узбекистан от 23 октября 2018 года «О мерах по ускоренному развитию и обеспечению финансовой устойчивости электроэнергетической отрасли» (№ 3981).

В числе прочего, оно предусматривает полное подключение к единой автоматизированной системе контроля и учета электрической энергии более 7 миллионов потребителей в нашей стране к концу 2021 года. Чтобы узнать, как идет эта работа в столице, мы обратились в акционерное общество «Toshkent shahar elektr tarmoqlari korxonasi» («Ташэлектросеть»).

– Во всех районах города проводятся работы по замене старых счетчиков на измерительные приборы нового образца, – говорит директор по энергосбыту Даврбек ИМАМОВ. – Поэтапно внедряется автоматизированная система контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ). К настоящему времени совместно с узбекско-китайским СП ООО «Elektron Xisoblagich» («Электросчетчик») уже заменено около 370 000 счетчиков, 153 859 из них подключены к биллинговой системе. До конца текущего года предусмотрено установить более 660 современных устройств. И уже в следующем году замена будет полностью осуществлена.

Здесь важно отметить, что новые счетчики для населения устанавливаются и пломбируются бесплатно. И в дальнейшем их стоимость не будет погашаться за счет потребителей энергии. Это, конечно, государству обойдется недешево. Достаточно сказать, что только двухфазные приборы приобретаются по цене 49 долларов США за каждый. Но эти затраты со временем покроются. Потому что в результате будет отрегулирована система учета и контроля, усовершенствован механизм расчета за электроэнергию. Резко сократится количество правонарушений, а потребители электроэнергии будут использовать ее более рационально.

Однако наша организация не станет заниматься заменой проводки или автоматов. Это в компетенции товариществ собственников жилья или самих потребителей. Но скажу, что лучше, где это необходимо, такое оборудование заменить.

До последнего времени и население, и юридические лица пользовались приборами учета в лучшем случае образца 2005 года, хотя не редкость и счетчики более ранних годов выпуска. При их эксплуатации большое влияние имеет так называемый «человеческий фактор». Они, естественно, не могли быть интегрированы в современную автоматизированную систему контроля и учета электрической энергии. А счетчики, которые устанавливаются сейчас, это вполне позволяют.

Многие говорят, что современные приборы, в отличие от старых, как-то неправильно замеряют расход энергии. При одних и тех же условиях пользования электричеством показывают больший расход. На самом деле это происходит потому, что они более чувствительны и учитывают расход энергии даже тогда, когда зарядное устройство от аппарата сотовой связи просто вставлено в электророзетку, а телефон при этом не заряжается. Любой бытовой прибор, если он не используется, но подключен к сети, тоже, хоть и незначительно, потребляет энергию и счетчик это просчитывает.

Серьезным плюсом является то обстоятельство, что счетчики нового образца практически невозможно обмануть. Можно сразу определить, есть ли хищение электричества. Даже если установить на нем перемычку, как это до сих пор делают некоторые «умельцы», прибор все равно будет считать реальный расход.

Еще одним немаловажным фактором является возможность использовать этот счетчик в недалеком будущем, когда начнут вводиться разные тарифы для каждого времени суток: дневные, ночные… А такие намерения уже есть.

Введение новой системы, как уже было сказано раньше, позволяет автоматически следить за расходом и своевременной оплатой электроэнергии. В связи с этим, некоторые пользователи опасаются, что как только оплата закончится, свет будет отключаться без всякого предупреждения. Но эти опасения беспочвенны. Сначала пользователи получат СМС- сообщение и у них будет достаточно времени, чтобы оплатить за электричество.

К сожалению, замена счетчиков идет не всегда гладко. Существуют и проблемы. Например, до сих пор еще не закуплены трехфазные счетчики, которые надо будет установить на производственных объектах, в жилых домах, где необходима подача электричества с большим напряжением. Но это дело ближайшего времени. Более серьезной проблемой является нежелание отдельных потребителей менять старые приборы учета на современные. Конечно, наши представители стараются убедить и население, и предпринимателей в необходимости этого шага, ведут разъяснительную работу, но все равно, иной раз им препятствуют.

Видимо, по отношению к таким людям придется применять более серьезные меры воздействия, например, отключать от сети электропитания…

Не скрою, есть и факты обоснованного недовольства граждан нашей работой. Но мы искренне стараемся устранить все недочеты и улучшить качество оказываемых услуг.

Александр АРИСТОВ,
собственный корреспондент.


TELEGRAM: 👉https://t.me/soliq_plus

🔰FACEBOOK: https://fb.com/Soliqplusuz



Барча ҳуқуқлар ҳимояланган. Сайтдан маълумот олинганда манба кўрсатилиши шарт.
Условия использования материалов: Все права защищены законами Республики Узбекистан о средствах массовой информации и об авторском праве и смежных правах.

1) Необходимо поставить голубой линк к слову «Soliq plus / Налоги плюс» и направить на наш телеграм канал https://t.me/soliq_plus
2) Неосведомленность об этих правилах не освобождает от ответственности, зафиксированной в соответствующих законодательных актах.