КАК ОФОРМИТЬ ПРОДАЖУ НЕДВИЖИМОСТИ?

Под продажей недвижимости всегда подразумевается сделка, при которой одно лицо продает другому лицу недвижимое имущество за наличные деньги или с условием рассрочки.

Данная сделка регулируется: Гражданским кодексом РУз, Земельным кодексом РУз, Жилищным кодексом РУз, Законом РУз «О нотариате», Постановлением Кабинета Министров РУз «О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан «О перечне категорий лиц – граждан Республики Узбекистан, подлежащих постоянной прописке в городе Ташкенте и Ташкентской области» № 41 от 16 февраля 2012 года, Постановлением Кабинета Министров РУз «О совершенствовании порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество» № 1 от 07 января 2014 года, Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О ставках государственной пошлины» № 533 от 03 ноября 1994 года, Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий нотариусами, утвержденной приказом министра юстиции № 3113-мх от 04 января 2019 года. А также Приложением к приказу министра юстиции за № 200 от 20 июня 2018 года «Сумма оплаты за совершение нотариусами государственных нотариальных контор дополнительных действий правового и технического характера».

Для оформления данной процедуры физическим лицам необходимы следующие документы:

1. Документы сторон, удостоверяющие их личность:
● личность граждан Узбекистана – национальный паспорт;
● личность граждан, не достигших 16-летнего возраста, – свидетельство о рождении;
● личность военнослужащих – удостоверение личности, выдаваемое командованием воинских частей и военных учреждений, или военный билет (за исключением военных билетов военнообязанных граждан);
● для иностранных граждан – их национальный паспорт (согласно законодательству иностранные граждане должны пройти регистрацию в соответствующих органах внутренних дел) или вид на жительство в Республике Узбекистан либо дипломатический паспорт или аккредитационная карточка, удостоверяющая прохождение аккредитации в Республике Узбекистан;
● для лица без гражданства – вид на жительство в Республике Узбекистан.

2. Документ, подтверждающий право собственности на недвижимое имущество.

3. Справки об отсутствии задолженностей по обязательным платежам, уплачиваемым за коммунальные услуги, и перед бюджетом, а также о постоянно прописанных лицах:
■ услуги по газоснабжению;
■ холодному водоснабжению и водоотведению;
■ теплоснабжению (центральному отоплению и горячему водоснабжению);
■ электрическую энергию;
■ справка об отсутствии задолженности перед бюджетом по налогам;
■ справка органа внутренних дел о лицах, постоянно прописанных в жилом помещении.

ВАЖНО! Все указанные в третьем пункте справки нотариус получает с использованием курьерской службы или путем автоматического межведомственного электронного взаимодействия через АИС «Нотариус». При этом на всей территории Республики Узбекистан (за исключением Ташкента) определение задолженности перед организациями коммунальных служб через систему межведомственного электронного взаимодействия осуществляется по электрои газоснабжению с 1 января 2019 года, по службам отопления, водоснабжения и водоотведения сточных вод с 1 января 2021 года.

4. Согласие всех собственников:
► супруга/супруги, если имущество является общей совместной собственностью (свидетельство о заключении брака);
► лиц, давших согласие на приватизацию имущества, если имущество было приватизировано, а также справка территориальных органов Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции (в городе Ташкенте — Государственным унитарным предприятием «Центр выдачи государственных ордеров и сведений на жилье города Ташкента») о лицах, давших согласие на приватизацию жилого дома, квартиры;
► в случае смерти лиц, давших согласие на приватизацию жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, свидетельство об их смерти или выписка из актовой записи (снимается копия, подлинник возвращается);
► согласие остальных собственников, которые имеют право преимущественной покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях.

5. Соглашение между участниками общей долевой собственности о порядке пользования недвижимым имуществом или его частью, находящимся в общей собственности.

6. Для отчуждения недостроенного недвижимого имущества (только в отношении жилых домов) требуется разрешение местного органа государственной власти (хокимията) и свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок.

7. Согласие залогодержателя, если имущество находится под залогом.

8. Согласие органов опеки и попечительства, если договор составляется опекуном (попечителем) от имени лица, находящегося под опекой (попечительством).

9. Документы, подтверждающие степень родства близких родственников (при оформлении договора супруге (супругу), своим родителям и родителям супруги (супруга), детям и их супругам, внукам, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам собственника).

10. Документ, подтверждающий полномочия представителя (доверенность).

11. Если приобретатель недвижимого имущества гражданин РУз:

● Справка ОВД о наличии постоянной прописки для лиц, постоянно прописанных в городе Ташкенте и Ташкентской области, в соответствии с пунктами 2, 5, 9 – 11 Закона Республики Узбекистан «О перечне категорий лиц – граждан Республики Узбекистан, подлежащих постоянной прописке в городе Ташкенте и Ташкентской области», при условии постоянного проживания (пребывания в должности) на территории города Ташкента не менее трех лет.

● При обращении к нотариусу с целью приобретения жилого дома, квартиры, части дома или квартиры граждан, указанных в пункте 8 Закона Республики Узбекистан «О перечне категорий лиц – граждан Республики Узбекистан, подлежащих постоянной прописке в городе Ташкенте и Ташкентской области», то есть ранее постоянно прописанных в городе Ташкенте и Ташкентской области, при возвращении соответственно в город Ташкент и Ташкентскую область для постоянного проживания после окончания учебы, работы, длительной служебной командировки, а также освобождения из мест лишения свободы, нотариус истребует справку органов внутренних дел о праве на постоянную прописку. При этом данная справка должна поступить в нотариальную контору через официальные каналы связи органов внутренних дел.

12.Если приобретатель недвижимого имущества иностранный гражданин или лицо без гражданства:
● справка ОВД о наличии постоянной прописки для лиц, прописанных в городе Ташкенте и Ташкентской области, в соответствии с пунктами 2, 3 и 6 приложения № 1 к Положению «О порядке постоянной и временной прописки иностранных граждан и лиц без гражданства в городе Ташкенте и Ташкентской области», при условии постоянного проживания (пребывания в должности) на территории города Ташкента и Ташкентской области не менее трех лет.

13. Копия кредитного договора, если недвижимость приобретается за счет кредитных средств.

14. Документы, подтверждающие перевод денежных средств в размере не менее 3 300 VHPG на дату заключения договора на банковский счет продавца за приобретение недвижимого имущества иностранными гражданами или лицами без гражданства, имеющими вид на жительство.

15. Другие документы в случае необходимости.

Для юридических лиц необходимы следующие документы:

1. Документы сторон, удостоверяющие их личность:
✔ личность граждан Узбекистана — национальный паспорт;
✔ личность иностранных граждан — их национальный паспорт (согласно законодательству иностранные граждане должны пройти регистрацию в соответствующих органах внутренних дел) или вид на жительство в Республике Узбекистан либо дипломатический паспорт или аккредитационная карточка, удостоверяющая прохождение аккредитации в Республике Узбекистан;
✔ для лица без гражданства — вид на жительство в Республике Узбекистан.

2. Кадастровое дело (кадастровый паспорт) с правоустанавливающим документом на недвижимое имущество.

3. Справки об отсутствии задолженностей по обязательным платежам, уплачиваемым за коммунальные услуги, и бюджетом:
◄ услуги по газоснабжению,
◄ холодному водоснабжению и водоотведению,
◄ теплоснабжению (центральному отоплению и горячему водоснабжению),
◄ электрическую энергию,
◄ по налогам,
◄ справка органа внутренних дел о лицах, постоянно прописанных в жилом помещении.

ВАЖНО! Все указанные в третьем пункте справки нотариус получает с использованием курьерской службы или путем автоматического межведомственного электронного взаимодействия через АИС «Нотариус». При этом на всей территории Республики Узбекистан (за исключением Ташкента) определение задолженности перед организациями коммунальных служб через систему межведомственного электронного взаимодействия осуществляется по электрои газоснабжению с 1 января 2019 года, по службам отопления, водоснабжения и водоотведения сточных вод – с 1 января 2021 года.

4. Соответствующее решение уполномоченного органа юридического лица (протокол общего собрания, решение наблюдательного совета, приказ и т.п.).

5. При представлении решения наблюдательного совета юридического лица об отчуждении принадлежащего юридическому лицу недвижимого имущества или его части также истребуется справка об остаточной балансовой стоимости недвижимого имущества или его части, подписанная руководителем и главным бухгалтером юридического лица, а также справка о чистых активах юридического лица.

6. Документ, подтверждающий осуществление расчетов между сторонами (квитанция, платежное поручение, за исключением случаев отсрочки платежного обязательства).

7. Документ, подтверждающий полномочия представителя (доверенностью и (или) другими удостоверяющими полномочия документами (постановлением, протоколом общего собрания, решением наблюдательного совета, приказом и др.).

8. Согласие собственника (если имущество принадлежит юридическому лицу на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).

9. Если у юридического лица единственный учредитель – нотариально удостоверенное согласие супруга/супруги и свидетельство о заключении брака.

10. Согласие залогодержателя, если имущество находится под залогом.

11. Копия кредитного договора, если недвижимость приобретается за счет кредитных средств.

12. Другие документы в случае необходимости.

ВАЖНО! Сделки по купле-продаже, мене, ренте, отчуждению с условием пожизненного содержания и дарению жилья в городе Ташкенте и Ташкентской области, а также залога (ипотеки), уступки недвижимого имущества (части недвижимого имущества) и других способов отчуждения недвижимого имущества в виде жилого либо нежилого помещения, находящегося в городе Ташкенте и Ташкентской области, осуществляются с условием соблюдения Постановления Кабинета Министров РУз «О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан «О перечне категорий лиц – граждан Республики Узбекистан, подлежащих постоянной прописке в городе Ташкенте и Ташкентской области» от 16 февраля 2012 года за № 41.

Стоимость услуг будет включать:

1. Государственную пошлину.

2. Гербовый сбор.

3. Плату за консультацию правового характера при совершении нотариального действия.

4. Плату за составление проекта.

5. Плату за проверку об отсутствии запрета и ареста на отчуждение недвижимого имущества посредством АИС «Нотариус». 6. Плату за проверку об отсутствии задолженности по налогам, коммунальным платежам и электроэнергию посредством АИС «Нотариус». Теперь рассмотрим несколько примеров.

ПРИМЕР 1. Гражданин РУз продает недвижимое имущество в городе Ташкенте (не новостройку) физическому лицу площадью 20 квадратных метров. Сделка будет оформляться непосредственно в нотариальной конторе. В этом случае оплата будет состоять из:
Госпошлины в размере 1 МРЗП, что составляет 223 000 сумов.
Гербового сбора 10% от МРЗП (за каждый бланк), что составляет 22 300 сумов. Платы за составление проекта (20% от МРЗП) или 44 600 сумов.
Платы за консультацию (10% от МРЗП) или 22 300 сумов. Платы за проверку об отсутствии запрета (15% от МРЗП за каждое имущество) или 33 450 сумов.
Платы за подачу заявления (10% МРЗП) или 22 300 сумов. Таким образом, общая сумма расходов составит 367 950 сумов.

ПРИМЕР 2. Гражданин РУз продает недвижимое имущество в городе Ташкенте (не новостройку) своему родственнику площадью 20 квадратных метров. Сделка будет оформляться непосредственно в нотариальной конторе. В этом случае оплата будет состоять из:
Госпошлины в размере 0,5 МРЗП, что составляет 11 500 сумов.
Гербового сбора 10% от МРЗП (за каждый бланк), что составляет 22 300 сумов. Платы за составление проекта (20% от МРЗП) или 44 600 сумов.
Платы за консультацию (10% от МРЗП) или 22 300 сумов.
Платы за проверку об отсутствии запрета (15% от МРЗП за каждое имущество) или 33 450 сумов.
Платы за подачу заявления (10% МРЗП) или 22 300 сумов.
Таким образом, общая сумма расходов составит 156 450 сумов.

Елена ЕРМОХИНА,
юрист-эксперт.

©️из газеты «Налоги плюс»


TELEGRAM: 👉https://t.me/soliq_plus

🔰FACEBOOK: https://fb.com/Soliqplusuz



Барча ҳуқуқлар ҳимояланган. Сайтдан маълумот олинганда манба кўрсатилиши шарт.
Условия использования материалов: Все права защищены законами Республики Узбекистан о средствах массовой информации и об авторском праве и смежных правах.

1) Необходимо поставить голубой линк к слову «Soliq plus / Налоги плюс» и направить на наш телеграм канал https://t.me/soliq_plus
2) Неосведомленность об этих правилах не освобождает от ответственности, зафиксированной в соответствующих законодательных актах.