КАК ПРОВОДИТСЯ НАЛОГОВЫЙ АУДИТ

Указом Президента Республики Узбекистан «О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений» № УП-5969 от 19 марта 2020 года приостановлено проведение налогового аудита деятельности субъектов предпринимательства, за исключением аудита, проводимого в рамках уголовных дел и в связи с ликвидацией юридического лица сроком до 1 января 2021 года.

Однако в редакцию неоднократно поступали просьбы рассказать подробнее о порядке проведения налогового аудита. Читателей консультирует старший государственный инспектор Управления налоговых проверок и тематических экспресс-изучений ГНК РУз Камол ХАЙДАРОВ.

Налоговым аудитом является проверка правильности исчисления и уплаты налогов и сборов за определенный период путем сопоставления бухгалтерских, финансовых, статистических, банковских и других документов налогоплательщика.

Основанием для назначения налогового аудита являются результаты анализа факторов риска, полученных путем отбора налогоплательщиков, кроме инициированных в рамках ликвидации или уголовных дел.

Информация и сведения, полученные от внешних и других источников на основе конкретных критериев, обрабатываются (анализируются) специализированным программным продуктом, в результате чего определяется степень риска нарушений налогового законодательства, совершенных налогоплательщиками. Критерием степени риска является совокупность признаков, по которым производится оценка налогоплательщиков и последующее их категорирование по степеням риска (низкой, средней или высокой).

Риском является вероятность неисполнения или неполного исполнения налогового обязательства налогоплательщиком, которые могли или могут нанести ущерб государству.

Налоговый аудит проводится в отношении следующих налогоплательщиков:

  • а) налогоплательщики, относящиеся к категории высокого риска;
  • б) налогоплательщики, которые не представили уточненную налоговую отчетность (в том числе после уточненного требования) либо не представили обоснования выявленных расхождений, или представленные им обоснования признаны недостаточными;
  • в) добровольно ликвидированные налогоплательщики;
  • ж) в случае выявления новых обстоятельств налоговый орган вправе назначить повторный налоговый аудит.

Налоговые органы не менее чем за тридцать календарных дней до начала проведения налогового аудита отправляют налогоплательщику извещение о проведении налогового аудита.

В случае выявления признаков уклонения от уплаты налогов налоговый аудит может начаться без извещения налогоплательщика.

Под уклонением от уплаты налогов понимается наличие признаков сокрытия, занижения прибыли (дохода) или других объектов налогообложения в соответствии со статьями 223, 224 Налогового кодекса, а также статьей 184 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.

При проведении налогового аудита у индивидуальных предпринимателей с доходами от реализации товаров (услуг) до одного миллиарда сумов в налоговом периоде срок проведения аудита не должен превышать тридцати дней.

Для других налогоплательщиков срок налогового аудита может быть продлен до двух месяцев, а в некоторых случаях до трех месяцев.

Срок проведения налогового аудита может быть продлен в следующих случаях:

  • а) если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган вправе продлить срок представления этих документов (информации);
  • б) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Республики Узбекистан;
  • в) проведения экспертиз;
  • г) перевода документов, представленных на иностранном языке;
  • д) большого объема проверяемой документации;
  • е) необходимости восстановления проверяемым субъектом документов, необходимых для проведения проверки;
  • ж) получения заключений специалиста.

ВАЖНО! Общий срок налогового аудита не может превышать шести месяцев.

Налоговым аудитом может быть охвачен налоговый период, следующий за последним налоговым аудитом, но не более пяти лет после окончания налогового периода, по результатам которого определяется налоговое обязательство.

После издания приказа о назначении налогового аудита должностное лицо налогового органа обязано ввести информацию о нем в единую систему электронной регистрации проверок.

Кроме того, для осуществления общественного контроля налоговый орган размещает список налогоплательщиков, подлежащих налоговому аудиту, на своем официальном сайте.

К проведению налогового аудита допускаются лица, указанные в приказе, а также имеющие специальный допуск к проведению проверок.

Перед началом проведения налогового аудита должностное лицо налогового органа обязано:

■ предъявить свое служебное удостоверение, а также специальное удостоверение о допуске к проведению налогового аудита;

■ заполнить книгу регистрации проверок в порядке, установленном законодательством;

■ вручить налогоплательщику один экземпляр приказа о назначении налогового аудита и программы его проведения;

■ сообщить налогоплательщику его права и обязанности при проведении налогового аудита;

■ разъяснить налогоплательщику его право на обжалование действий (бездействия) должностных лиц налогового органа на любом этапе налогового аудита.

В случае воспрепятствования доступу должностного лица налогового органа на территорию и в помещения для оказания организационной и технической помощи налоговые органы могут привлекать правоохранительные органы и приостанавливают операции по его банковским счетам на срок до десяти дней.

ВАЖНО! Воспрепятствование доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговый аудит, на территорию или в помещения налогоплательщика, а также отсутствие налогоплательщика по заявленному адресу является основанием для самостоятельного определения налоговым органом суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках.

Обоснованием отсутствия налогоплательщика по заявленному адресу является справка об отсутствии проверяемого налогоплательщика, выданная лицом, в праве собственности которого находится недвижимое имущество, указанное в качестве места нахождения.

По результатам налогового аудита должностными лицами налогового органа составляется акт. Акт налогового аудита должен состоять из трех частей: вводной, основной и заключительной.

К акту налогового аудита прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений налогового законодательства, выявленные в ходе проверки. Кроме того, должны быть приобщены копии документов, послуживших основанием для его проведения, протоколы о совершении действий в рамках налогового аудита, акты инвентаризации, заключение экспертов, материалы, полученные в ходе проведения налогового аудита, а также иные документы, подтверждающие совершение действий в рамках налогового аудита.

Материалы налогового аудита не позднее следующего рабочего дня со дня его завершения должны быть зарегистрированы в налоговом органе по месту учета налогоплательщика в централизованном регистре Государственного налогового комитета Республики Узбекистан.

В течение десяти дней после окончания налогового аудита налогоплательщик вправе направить в налоговый орган, проводивший налоговый аудит, письменные возражения по акту налогового аудита в целом или по его отдельным положениям.

Акт налогового аудита, в результате которого были выявлены нарушения налогового законодательства, рассматривается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

При необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений налогового законодательства или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, проводимого в срок, не превышающий одного месяца.

Сведения о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля, а также полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений налогового законодательства или отсутствия таковых фиксируются в дополнении к акту налогового аудита.

По результатам рассмотрения акта налогового аудита руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не позднее пяти дней со дня рассмотрения акта налогового аудита принимает решение, предусматривающее:

а) доначисление налогов и пени или отказ в этом;

б) привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или отказ в этом.

При принятии решения по результатам рассмотрения материалов налогового аудита учитываются обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

ВАЖНО! При признании вины в выявленных налоговых правонарушениях и добровольной уплате сумм финансовых санкций в десятидневный срок со дня получения решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения размер штрафа подлежит уменьшению в два раза по сравнению с установленным.

Налогоплательщик вправе на основании акта-сверки и письменного обращения перебросить излишне уплаченные средства по другим налогам и сборам на погашение финансовых санкций.

Налогоплательщик в тридцатидневный срок вправе обжаловать решение налогового органа в досудебном порядке в вышестоящий налоговый орган.

Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения.


TELEGRAM: 👉https://t.me/soliq_plus

🔰FACEBOOK: https://fb.com/Soliqplusuz



Барча ҳуқуқлар ҳимояланган. Сайтдан маълумот олинганда манба кўрсатилиши шарт.
Условия использования материалов: Все права защищены законами Республики Узбекистан о средствах массовой информации и об авторском праве и смежных правах.

1) Необходимо поставить голубой линк к слову «Soliq plus / Налоги плюс» и направить на наш телеграм канал https://t.me/soliq_plus
2) Неосведомленность об этих правилах не освобождает от ответственности, зафиксированной в соответствующих законодательных актах.