КТО ПЛАТИТ НАЛОГ С ОБОРОТА?

— Юридические лица Республики Узбекистан, совокупный доход которых за налоговый период не превышает один миллиард сумов;

— Индивидуальные предприниматели, доход которых от реализации товаров (услуг) за налоговый период превышает сто миллионов сумов, но не более одного миллиарда сумов.

Налог с оборота не распространяется на:

1) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), осуществляющих ввоз (импорт) товаров через таможенную границу Республики Узбекистан;

2) юридических лиц, производящих подакцизные товары (услуги), и (или) лиц, осуществляющих добычу полезных ископаемых;

3) юридических лиц – сельскохозяйственных товаропроизводителей при наличии у них орошаемых сельскохозяйственных угодий площадью пятьдесят гектаров и более;

4) юридических лиц, осуществляющих реализацию бензина, дизельного топлива и газа;

5) юридических лиц, осуществляющих деятельность по организации лотереи;

6) доверенных лиц – участников простого товарищества, на которых возложено ведение дел по деятельности, осуществляемой в рамках договора простого товарищества;

7) юридических лиц – собственников пустующих зданий, сооружений нежилого назначения и объектов незавершенного строительства, а также неиспользующих производственные площади, по которым внесено заключение по неэффективному их использованию, в порядке, установленном законодательством;

8) юридических лиц, выполняющих строительство объектов (за исключением текущего и капитального ремонта) за счет централизованных источников финансирования.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Юридические лица взамен уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль вправе выбрать специальный налоговый режим, предусматривающий уплату налога с оборота начиная с очередного налогового периода.

Для перехода на уплату налога юридические лица уведомляют налоговый орган по месту налогового учета о переходе на уплату налога по форме, установленной Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан, не позднее десяти дней до начала очередного налогового периода, в котором они переходят на уплату налога с оборота.

Индивидуальные предприниматели (ИП) при превышении дохода от реализации товаров (услуг) за налоговый период сто миллионов сумов переходят на уплату налога с оборота с суммы превышения;

● взамен уплаты налога с оборота ИП вправе выбрать уплату налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.

Для выбора порядка налогообложения индивидуальные предприниматели направляют в налоговый орган по месту налогового учета уведомление по форме, установленной Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан, не позднее пяти дней с даты превышения дохода от реализации товаров (услуг) сто миллионов сумов.

При непредставлении уведомления в указанные сроки ИП уплачивает налог с оборота.

Вновь созданные юридические лица вправе выбрать уплату налога с оборота со дня государственной регистрации путем указания выбранного порядка налогообложения при государственной регистрации субъекта предпринимательства.

Юридические лица вправе добровольно отказаться от применения налога с оборота начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было подано заявление на регистрацию в качестве плательщика налога на добавленную стоимость с одновременным отказом от уплаты налога с оборота.

Налогоплательщики, добровольно перешедшие на уплату налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, вправе вновь перейти на уплату налога с оборота не ранее, чем через двенадцать месяцев, при условии, что совокупный доход по итогам текущего налогового периода не превысил один миллиард сумов.

Налогоплательщики, в том числе вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, совокупный доход которых в течение налогового периода превысил один миллиард сумов, переходят на уплату налога на добавленную стоимость и налога на прибыль начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло такое превышение.

Если у вновь созданного юридического лица или вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя сумма дохода от реализации товаров (услуг) с даты регистрации до окончания календарного года превысила сумму, равную одному миллиарду сумов, разделенную на 365 и умноженную на количество дней с даты регистрации до окончания календарного года, то такие лица переходят на уплату налога на добавленную стоимость и налога на прибыль с начала года, следующего за годом регистрации.

Пример: Предприятие «А» прошло государственную регистрацию в качестве субъекта предпринимательства 1 июня 2020 года. Оно выбрало в качестве режима налогообложения уплату налога с оборота. За июнь 2020 года совокупный доход предприятия «А» составил 680 млн сумов.

Определяем пороговое значение совокупного дохода с применением пропорционального метода:

1 000 000 000 / 365 × 213 = 583,5 млн сумов, где:

365 – условно принимаемое значение количества дней в календарном году;

213 – количество дней с даты регистрации (1 июня 2020 года) до окончания 2020 года.

То есть совокупный доход за июнь 2020 года в размере 680 млн сумов превысил пороговое значение, определенное пропорциональным методом в сумме 583,5 млн сумов. Поэтому предприятие «А» независимо от фактического превышения порогового значения совокупного дохода по итогам 2020 года (даже если совокупный доход от реализации товаров (услуг) не превысит 1 млрд сумов) с 1 января 2021 года должно перейти на уплату НДС и налога на прибыль.

Налогоплательщики, оказывающие посреднические услуги по договору комиссии, поручения и другим договорам по оказанию посреднических услуг, в том числе индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги операторам и (или) провайдерам телекоммуникаций, доход от реализации товаров (услуг) определяют исходя из общего оборота по реализации (суммы сделки).

Юридические лица – собственники пустующих зданий, сооружений нежилого назначения и объектов незавершенного строительства, а также неиспользующие производственные площади, переходят на уплату налога на добавленную стоимость и налога на прибыль начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором вынесено заключение по неэффективному их использованию.

Также переходят на уплату налога на добавленную стоимость и налога на прибыль начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором вынесено заключение уполномоченного органа, правомочного выдавать заключение о нереализации инвестиционного проекта юридические лица – собственники незавершенных строительством объектов и неиспользуемых производственных площадей.

Юридические лица, выполняющие строительство объектов (за исключением текущего и капитального ремонта) за счет централизованных источников финансирования, переходят на уплату налога на добавленную стоимость и налога на прибыль начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором заключен договор на такое строительство.

Уплата налога не освобождает налогоплательщика от:

● выполнения обязанностей налогового агента, возложенных на него настоящим Кодексом;

● обязанности выставлять счета-фактуры, вести книгу учета покупок и книгу учета продаж, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Объектом налогообложения является совокупный доход.

В совокупный доход не включаются доходы, полученные налогоплательщиками до перехода на уплату налога с оборота в период уплаты налога на доходы физических лиц либо налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Налоговой базой является совокупный доход.

№ Налогоплательщики Налоговые ставки в процентах
1Налогоплательщики всех отраслей экономики, за исключением предусмотренных в пунктах 2–144
2Юридические лица, оказывающие услуги по таможенному оформлению (таможенные брокеры)5
3Ломбарды25
4Юридические лица, получающие доходы от организации массовых зрелищных мероприятий путем привлечения юридических и физических лиц (включая нерезидентов), имеющих лицензию на занятие концертно-зрелищной деятельностью5
5Брокерские конторы (за исключением указанных в пункте 6), а также налогоплательщики, оказывающие посреднические услуги по договору комиссии, поручения и другим договорам по оказанию посреднических услуг, в том числе индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги операторам и (или) провайдерам телекоммуникаций25
6Страховые агенты, а также юридические лица, осуществляющие брокерскую деятельность на рынке страхования, ценных бумаг и товарно-сырьевых биржах13
7Юридические лица, основной деятельностью которых является предоставление в аренду имущества (за исключением лизинговых компаний)8
8Предприятия общественного питания
в зависимости от места расположения:
в городах с численностью населения сто тысяч и более8
в других населенных пунктах6
в труднодоступных и горных районах4
из них:
специализированные предприятия общественного питания, обслуживающие общеобразовательные школы, школы-интернаты, средние специальные, профессиональные и высшие учебные заведения75 % от установленной налоговой ставки в зависимости от места расположения
9Налогоплательщики в сфере розничной торговли
9.1в зависимости от места расположения:
в городах с численностью населения сто тысяч и более4
в других населенных пунктах2
в труднодоступных и горных районах1
9.2независимо от места расположения:
по товарообороту от реализации алкогольной продукции, табачной продукции, бензина, дизельного топлива, сжиженного и сжатого газа4
10Предприятия торговли, осуществляющие оптовую, а также оптово-розничную торговлю (за исключением указанных в пункте 11)4
11Оптовые и розничные аптечные организации, расположенные в:
городах с численностью населения сто тысяч и более3
других населенных пунктах2
труднодоступных и горных районах1
12Заготовительные организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие закуп, сортировку, хранение и фасовку сельскохозяйственной продукции4 % от товарооборота или 25 % от валового дохода
13Налогоплательщики, включенные в Национальный реестр субъектов электронной коммерции2
14Налогоплательщики, единственными участниками которых являются общественные объединения лиц с инвалидностью и ассоциация «Чернобыльцы Узбекистана», в общей  численности которых инвалиды, ветераны войны и трудового фронта 1941–1945 годов составляют не менее 50 процентов и фонд оплаты труда инвалидов-ветеранов войны и трудового фронта 1941–1945 годов составляет не менее 50 процентов от общего фонда оплаты труда

Налоговым периодом является календарный год. Отчетным периодом является квартал.

ВЕДЕНИЕ РАЗДЕЛЬНОГО УЧЕТА

Налогоплательщики, занимающиеся несколькими видами деятельности, по которым установлены различные объекты налогообложения и (или) налоговые ставки, обязаны вести раздельный учет по таким видам деятельности и уплачивать налог по налоговым ставкам, установленным для соответствующих категорий налогоплательщиков.

ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ И УПЛАТЫ НАЛОГА

Сумма налога по итогам отчетного (налогового) периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Сумма налога по итогам отчетного периода исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налоговая отчетность представляется в налоговый орган по месту налогового учета в следующие сроки:

1) по итогам отчетного периода – не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;

2) по итогам налогового периода – не позднее 15 февраля, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата налога производится по итогам отчетного (налогового) периода не позднее сроков представления налоговой отчетности за соответствующий отчетный (налоговый) период.

Джахонгир КАМБАРОВ,
главный инспектор Управления консультирования
по налогообложению ГНК РУз.

Перевод Вадима СУЛТАНОВА.


TELEGRAM: 👉https://t.me/soliq_plus

🔰FACEBOOK: https://fb.com/Soliqplusuz



Барча ҳуқуқлар ҳимояланган. Сайтдан маълумот олинганда манба кўрсатилиши шарт.
Условия использования материалов: Все права защищены законами Республики Узбекистан о средствах массовой информации и об авторском праве и смежных правах.

1) Необходимо поставить голубой линк к слову «Soliq plus / Налоги плюс» и направить на наш телеграм канал https://t.me/soliq_plus
2) Неосведомленность об этих правилах не освобождает от ответственности, зафиксированной в соответствующих законодательных актах.