Налоговый кодекс в новой редакции: СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ (46-51 статей)

В Налоговом кодексе (статья 46) «Реализацией товаров или услуг» признается передача на возмездной основе права собственности на товары или возмездное оказание услуг, включая обмен и передачу заложенных товаров при неисполнении должником обеспеченного залогом обязательства.

В случаях, предусмотренных кодексом, реализацией признается также передача права собственности на товары или оказание услуг на безвозмездной основе.

В связи с выходом Постановления Кабинета Министров «О мерах по совершенствованию использования электронных счетов-фактур в системе взаиморасчетов» № 522 от 25 июня 2019 года и введением с 1 января 2020 года системы электронного оформления, хранения и учета счетов-фактур для всех хозяйствующих субъектов в статье 47 Налогового кодекса порядок оформления счетов-фактур был пересмотрен.

В соответствии с ним при реализации товаров (услуг) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны, если иное не предусмотрено настоящей статьей, выставлять покупателям этих товаров (услуг) счета-фактуры;

— в частности, счет-фактура, как правило, оформляется в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур;

— при изменении стоимости реализуемых товаров (услуг), в том числе в случаях изменения цены или уточнения количества (объема) поставленных товаров или оказанных услуг, продавец обязан выставить покупателю дополнительный или исправленный счет-фактуру.

В то же время при реализации товаров (услуг) правила, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, не применяются, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

Кроме того, если местом реализации иностранного юридического лица физическим лицам является Республика Узбекистан и оказывает услуги в электронной форме путем автоматического использования всемирной информационной сети Интернет с использованием информационных технологий, то предоставляется право не вести бухгалтерские журналы принятых и выставленных счетов-фактур по реестрам покупок, реестрам продаж, оказываемым услугам.

В вопросах налогообложения в целях уточнения источников доходов налогоплательщиков понятие целевых фондов в налоговые понятия вводится отдельной статьей (ст. 48 НК РУз), которая гласит: «в целях налогообложения к целевым средствам относится имущество, полученное налогоплательщиком для использования им по назначению, определенному лицом – источником целевых средств или законодательством».

К целевым средствам относятся, в частности:

↘ бюджетные ассигнования и бюджетные субсидии;

↘ гранты и гуманитарная помощь;

↘ целевые поступления.

В том числе грантами признается имущество, предоставляемое на безвозмездной основе в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан:

↘ государствами, правительствами государств, международными или иностранными правительственными либо неправительственными организациями Республике Узбекистан;

↘ гранты, предоставляемые Республике Узбекистан иностранными гражданами и лицами без гражданства;

↘ гуманитарная помощь, включая целевое безвозмездное содействие Республике Узбекистан для оказания медицинской и (или) социальной помощи социально уязвимым группам населения, поддержку учреждений социальной сферы, предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций, распределяемое Кабинетом Министров Республики Узбекистан через уполномоченные им организации.

В свою очередь к целевым поступлениям относятся поступления (за исключением поступлений в виде подакцизных товаров) на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти, а также поступления от других юридических и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению.

Вместе с тем в кодексе также определено, какие поступления включаются в целевые поступления, направленные на содержание некоммерческих организаций и ведение их уставной деятельности.

В статью 49 Налогового кодекса также введено понятие ценных бумаг. К ценным бумагам относятся акции, облигации, векселя, депозитные сертификаты, депозитарные расписки, опционы, фьючерсные и форвардные контракты, а также иные ценные бумаги, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством или применимым законодательством иностранного государства.

Это документы, удостоверяющие имущественные права или отношения займа между выпустившим эти документы юридическим лицом и их владельцем, предусматривающие выплату дохода в виде дивидендов или процентов и возможность передачи прав, вытекающих из этих документов, другим лицам.

Порядок отнесения ценных бумаг к эмиссионным ценным бумагам устанавливается законодательством или применимым законодательством Республики Узбекистан иностранных государств.

Если операция с ценными бумагами соответствует критериям операции с финансовыми инструментами срочных сделок, налогоплательщик вправе самостоятельно отнести ее в целях налогообложения к операциям с ценными бумагами либо операциям с финансовыми инструментами срочных сделок.

В целях повышения эффективности действующего налогового администрирования в Налоговом кодексе (статья 50) введено понятие «Финансовые инструменты срочных сделок», которым признается договор по отношению к базисному активу с распределением прав и обязанностей сторон договора и указанием даты, на которую приходится исполнение обязательств сторон.

Под базисным активом финансовых инструментов срочных сделок понимается предмет срочной сделки.

В качестве базисного актива могут выступать, в частности, иностранная валюта, ценные бумаги и иное имущество, процентные ставки, кредитные ресурсы, индексы цен или процентных ставок, другие финансовые инструменты срочных сделок.

Под участниками срочных сделок в целях настоящего кодекса понимаются юридические и физические лица, совершающие операции с финансовыми инструментами срочных сделок.

В Налоговом кодексе под вариационной маржей понимается сумма денежных средств, рассчитываемая организатором торгов или клиринговой организацией и уплачиваемая (получаемая) участниками срочных сделок в соответствии с правилами, установленными организаторами торгов и (или) клиринговыми организациями.

Хеджирование вводится в Налоговый кодекс (статья 51) как средство международных инвесторов, предназначенное для уменьшения неблагоприятного влияния валютного рынка на финансовую деятельность налогоплательщиков.

Хеджирование – это слово из английского языка, которое означает защиту (страхования), это инструмент, позволяющий получить результат, который не меняется при изменении цены, например, позволяет избавиться от рисков, связанных с изменением курса валют.

К примеру, клиент (трейдер), который импортирует иностранную валюту, предварительно заключив договор на покупку валюты на своем счете, когда приходит время совершить реальную покупку этой валюты у своего банка (когда курс иностранной валюты повышается), он закрывает эту позицию. В свою очередь продавец (трейдер), экспортирующий иностранную валюту, заранее открывает сделку по продаже валюты на своем счете, а когда наступает время для реальной продажи этой валюты в его банке (когда курс иностранной валюты падает), он закрывает эту позицию.

Следовательно, хеджирование само по себе представляет собой защиту средств клиента от неблагоприятного изменения обменного курса, а по своей сути понимается как использование разделительного инструмента для снижения рисков, связанных с неблагоприятными рыночными колебаниями цены.

Под операциями хеджирования в целях настоящего кодекса понимаются операции (совокупность операций) с финансовыми инструментами срочных сделок (в том числе разных видов), совершаемые в целях уменьшения (компенсации) неблагоприятных для налогоплательщика последствий (полностью или частично).

К таким неблагоприятным последствиям могут быть отнесены, в частности, получение убытка, уменьшение выручки или прибыли, уменьшение рыночной стоимости имущества, увеличение обязательств налогоплательщика вследствие изменения цены, процентной ставки, курса иностранной валюты к национальной валюте или иного показателя (совокупности показателей) объекта (объектов) хеджирования.

Объектами хеджирования признаются имущество, имущественные права налогоплательщика и его обязательства, срок исполнения которых на дату совершения операции хеджирования не наступил.

В положениях кодекса установлено, что в целях хеджирования допускается заключение более одного финансового инструмента срочной сделки разных видов, включая заключение нескольких финансовых инструментов срочных сделок в рамках одной операции хеджирования в течение срока хеджирования.

Для подтверждения обоснованности отнесения операции с финансовыми инструментами срочных сделок к операции хеджирования налогоплательщик составляет на дату заключения сделки по операции хеджирования справку, подтверждающую, что, исходя из прогнозов налогоплательщика, совершение данной операции позволяет уменьшить неблагоприятные последствия, связанные с изменением цены, рыночной котировки, валютного курса или иного показателя объекта хеджирования.

Если в целях одной операции хеджирования используется совокупность операций с финансовыми инструментами срочных сделок, такая справка составляется на дату заключения первой из этой совокупности сделки.

(Продолжение следует)

Содик БОЙМУРОДОВ,
преподаватель Центра повышения
квалификации при ГНК.

Перевод Вадима СУЛТАНОВА.


TELEGRAM: 👉https://t.me/soliq_plus

🔰FACEBOOK: https://fb.com/Soliqplusuz



Барча ҳуқуқлар ҳимояланган. Сайтдан маълумот олинганда манба кўрсатилиши шарт.
Условия использования материалов: Все права защищены законами Республики Узбекистан о средствах массовой информации и об авторском праве и смежных правах.

1) Необходимо поставить голубой линк к слову «Soliq plus / Налоги плюс» и направить на наш телеграм канал https://t.me/soliq_plus
2) Неосведомленность об этих правилах не освобождает от ответственности, зафиксированной в соответствующих законодательных актах.