ОБ ИЗМЕНЕНИИ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ СПОНСОРСКОЙ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Как известно, с 1 апреля 2020 года, согласно нововведениям в налоговое законодательство, была отменена льгота по подоходному налогу для физических лиц, получавших помощь от благотворительных фондов.

Однако Указом Президента Республики Узбекистан «О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений» № УП-5969 от 19 марта 2020 года Министерству финансов Республики Узбекистан поручено внести в Кабинет Министров проект закона о внесении дополнений в Налоговый кодекс, предусматривающий введение в действие льготы в виде освобождения с 1 апреля 2020 года от налогообложения доходов физических лиц, получаемых в виде материальной выгоды от благотворительных организаций.

Изменения налогового законодательства затронули также систему налогообложения предприятий, оказывающих благотворительную помощь.

Так, с 1 апреля 2020 года отменяется льгота для юридических лиц, оказывающих помощь благотворительным фондам, – по налогу на прибыль.

Ранее такие предприятия могли уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму средств, направляемых благотворительным фондам, не более чем на 2%, остальная сумма израсходованных средств не могла уменьшать размер прибыли, подлежащей обложению налогом.

Например, в 2019 году предприятие, имея прибыль (доходы минус расходы) 100,0 млн сумов, израсходовало на благотворительность 5 млн сумов.
Уменьшить налогооблагаемую прибыль могло оно только на 2 млн сумов (2% от налоговой базы), и, соответственно, не 95,0 млн сумов, а 98,0 млн сумов подлежали обложению налогом на прибыль.

В текущем году приведенное в нашем примере предприятие независимо от суммы совершенных расходов на благотворительность будет уплачивать налог со всей прибыли без права уменьшения выплаты на сумму благотворительности.

Практика таких стран, как Российская Федерация, Азербайджан, Беларусь, Китай показывает, что переход на прямое финансирование социальных сфер более эффективен и прозрачен, чем предоставление налоговых вычетов.

Такой подход характеризуется определением главной цели благотворительной деятельности – оказание помощи, а не выгоду от налоговых стимулов и вычетов. Правительством перечисленных стран даются рекомендации по осуществлению налогоплательщиками благотворительных пожертвований за счет своей чистой прибыли.

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС РАСХОДОВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В СТРУКТУРЕ БЮДЖЕТА

ГосударствоРасходы на здравоохранение (%) в 2019 годуНалоговые
вычеты
Азербайджан 4,1
Армения 6 до 0,25%
Беларусь 4,6
Казахстан 9,4 до 3%
Китай 7,3
Кыргызстан 2,5 до 10%
Молдова 18,4 до 10%
Российская
Федерация
3,9
Таджикистан 7,2 до 10%
Узбекистан 11,2

Узбекистан, как сотни стран мира, из-за коронавирусной пандемии ощущает негативное воздействие на экономику глобальных кризисных явлений. Надеемся, что предприниматели правильно истолкуют пересмотр налоговых льгот по благотворительной деятельности, которые неразрывно связаны с нагрузкой на Государственный бюджет в связи с увеличившимися на 22,7% расходами на здравоохранение (14,8 трлн сумов в 2020 году против 12 трлн сумов в 2019 году) и переходом на прямую поддержку уязвимых слоев населения.

Азиз ХАШИМОВ,
начальник Управления консультирования
по налогообложению ГНК РУз.


TELEGRAM: 👉https://t.me/soliq_plus

🔰FACEBOOK: https://fb.com/Soliqplusuz



Барча ҳуқуқлар ҳимояланган. Сайтдан маълумот олинганда манба кўрсатилиши шарт.
Условия использования материалов: Все права защищены законами Республики Узбекистан о средствах массовой информации и об авторском праве и смежных правах.

1) Необходимо поставить голубой линк к слову «Soliq plus / Налоги плюс» и направить на наш телеграм канал https://t.me/soliq_plus
2) Неосведомленность об этих правилах не освобождает от ответственности, зафиксированной в соответствующих законодательных актах.