ДОГОВОРЫ ПОСТАВКИ И АРЕНДЫ, СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ, ОТКАЗ ОТ ПОДПИСИ ПРИХОДНОЙ НАКЛАДНОЙ…

❓– ООО является единственным учредителем другого ООО. Кто может быть заявителем при государственной регистрации юридичекого лица в данном случае? Вправе ли генеральный директор ООО-учредителя выдать доверенность иному лицу для осуществления регистрационных действий?

✅ – При государственной регистрации юридического лица заявителем может быть руководитель юридического лица, выступающего учредителем другого регистрируемого юридического лица. Представление документов в регистрирующий орган непосредственно или через birdarcha.uz может быть осуществлено заявителем либо его представителем, действующим на основании доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии к представляемым документам.

❓– В соответствии с заключенным договором поставки, поставщик привозит товар, покупатель, ввиду многочисленности ассортимента, ставит подпись на товарной накладной. Далее в течение нескольких дней производит осмотр и пересчет товара. При наличии претензий покупатель предъявляет поставщику акт о наличии расхождений и требование об устранении недостатков. Претензии никакими документами не подкрепляются. В такой ситуации подписание накладной не будет ли являться фактом, подтверждающим прием товара без претензий? Как сформулировать условие в договоре и/или что указать в накладной, чтобы это свидетельствовало только о приеме товара по количеству коробок?

✅– Прием товара необходимо тщательно прописать в договоре поставки. Если договор содержит условие о доставке товара, то получение фиксируется в соответствующих товаросопроводительных документах (накладных, товарно-транспортных накладных). Следует прописать условие о том, что покупатель принимает товар по договору поставки непосредственно в момент доставки товара по количеству, комплектности и комплектации и подписывает товарораспорядительные документы. Окончательный прием товара и подписание акта приема осуществляются в течение 10 дней со дня доставки в присутствии поставщика.

Следует обратить внимание на то, что если согласно договору, закону или иным правовым актам или обычаю прием товара должен произойти во время его передачи, то перед подписанием товарораспорядительных документов необходимо его осмотреть и проверить.

Более того, даже если в договоре не указаны место и срок осмотра и проверки, то суд может признать подписанные без замечаний накладные доказательством окончательного приема товара.

❓– Стороны заключили краткосрочный договор аренды с условием о его ежегодной автоматической пролонгации. Могут ли стороны не включать в условия такого договора право стороны отказаться от пролонгации? Как будет расцениваться такой договор, как краткосрочный или заключенный на неопределенный срок?

✅ – 1. Да, могут.
2. Как краткосрочный.
3. Если арендодатель не заявит о прекращении договора аренды до истечения срока его действия, то он будет продлен на тот же срок, на тех же условиях.

❓– Что делать, если покупатель отказывается подписывать дополнительное соглашение с поставщиком об увеличении цены.

✅ – Ваш спор находится не в сфере законодательства, а в переговорных возможностях сторон. То есть в данном случае действует общее правило о том, что понуждение к заключению договора не допускается. Соответственно, об увеличении цены можно договориться только в двустороннем порядке.

Для упреждения споров необходимо заранее включать в договор механизм изменения цены. Он может быть в виде уведомления («Поставщик обязан предупредить об изменении цены за 15 дней до…») или в виде формулы (зависеть от курса валют и т.д.).

❓– По договору поставки был поставлен товар, часть которого была забракована покупателем. Остальной товар был принят. Поставка произошла с нарушением срока на несколько дней. Договором предусмотрена неустойка за нарушение сроков – 0,1% в день от суммы неисполненного в срок обязательства. На какую сумму начисляется неустойка?

✅ – Неустойка начисляется на сумму просроченного долга. Кредитор сможет начислить неустойку только на сумму долга. Даже в том случае, если в самом договоре стороны согласовали, что неустойку нужно считать от общей цены договора. В противном случае кредитор получил бы компенсацию не только за неисполненное в срок обязательство, но и за ту часть обязательства, которую должник надлежащим образом выполнил. В результате институт неустойки превратился бы в способ обогащения одной стороны договора за счет другой.

❓– Можно ли прописать в договоре следующие условия: «Сроки выполнения работ по настоящему дополнительному соглашению составляют:

– по устройству колонн – в течение 30 (тридцати) дней с даты получения предоплаты в размере 50% от стоимости работ, указанной в п.1.1. настоящего дополнительного соглашения;

– по монтажу металлоконструкций – в течение 30 (тридцати) дней с даты окончания работ по устройству колонн». Или лучше включить еще условия о том, что общий срок выполнения работ по данному дополнительному соглашению с 24. 06. 19 по 24. 08.2019 г.

✅ – Сроки в этом случае будут считаться согласованными. Указание в договоре подряда сроков выполнения работ в зависимости от получения предоплаты и выполнения иных работ заказчиком или третьими лицами не противоречит законодательству.

❓– От контрагента поступил акт сверки, с которым наша организация не согласна: не идут начальные остатки, обороты, контрагент производил непонятные операции. Теперь контрагент просит подписать акт сверки с разногласиями. Чем нам грозит подписание этого акта в случае судебного разбирательства? Какая сторона акта будет считаться верной? Контрагент включил в акт сверки сумму, не подтвержденную документами. В этом случае подписание акта сверки с расхождениями не приведет ли к признанию нами этой суммы? Как должны исправляться расхождения, указанные в акте сверки?

✅ – Юридическое значение акта сверки, который фиксирует отсутствие задолженности, заключается в том, что он позволяет контрагентам обезопасить себя от дальнейших претензий. Правовым последствием подписания акта сверки, в котором отражена задолженность одной из сторон договора, является перерыв течения срока исковой давности в связи с признанием долга.

В акте сверки подробно распишите основания возникновения задолженности. При этом необходимо иметь в наличии оправдательные документы. Также нужно помнить, что акт сверки не является достаточным доказательством наличия задолженности между сторонами. Нормативными актами о бухгалтерском учете среди первичных учетных документов акт сверки не поименован, следовательно, он может служить доказательством наличия задолженности только в совокупности с иными документами бухгалтерского учета. Акт сверки взаимных расчетов будет служить подтверждением размера взаимных денежных требований контрагентов друг к другу, если обе стороны согласны с размером таких требований. В случае разногласий сторон акт не может служить подтверждением наличия задолженности и, следовательно, подписание такого акта не имеет последствий в случае судебного разбирательства. Разногласия следует отразить в правой части акта, а также дать развернутое пояснение разногласий либо в самом акте, либо в прилагаемом к нему письме. Чтобы исключить возможность разночтения акта с разногласиями, вы имеете право его не подписывать, а составить свой и отправить контрагенту 2 экземпляра с приложением письма с разногласиями по его акту сверки.

❓– Может ли отсканированный (подписанный с печатью юридического лица) вариант договора поставки и актов приема-передачи к договору, которые направлены по электронной почте поставщику, считаться как акцепт клиента. Такой договор может быть признан судом заключенным? Так как клиенты не всегда бывают добросовестны и не всегда высылают оригиналы документов обратно. Как выглядит формулировка данного условия в договоре, чтобы его отсканированный вариант (с подписью и печатью организации) означал, что договор считается заключенным?

✅ – Да, отсканированный договор с подписью и печатью контрагента будет считаться акцептом. Возможность заключить договор поставки путем обмена документами закреплена в гражданском законодательстве. Главное, чтобы эти документы позволяли достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Суд может признать договор заключенным в письменной форме путем обмена документами, если стороны обменялись ими посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной (например, направили друг другу отсканированные документы) или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Но лучше придать переписке юридическую силу в самом договоре, прописав в нем соответствующее условие.

Вы можете прописать в договоре следующую формулировку:

«1. Стороны договорились, что обмен документами (переписка Сторон) о предмете настоящего Договора и иных его существенных условиях, а также об изменении, дополнении или исполнении условий настоящего Договора может осуществляться с использованием электронных средств связи (электронные сообщения). При этом обязательным условием является подтверждение получения документа в тот же день путем ответа на электронное сообщение (с приложением копии запроса) с пометкой «Получено» и указанием даты получения. Автоматическое уведомление программными средствами о получении электронного сообщения по электронной почте, полученное любой из Сторон, считается аналогом такого подтверждения.

2. Сообщения направляются по следующим адресам электронной почты: а) в адрес поставщика: _______________; б) в адрес покупателя: _______________. Все уведомления и сообщения, отправленные Сторонами друг другу по вышеуказанным адресам электронной почты, признаются Сторонами официальной перепиской в рамках настоящего Договора.

3. Датой передачи соответствующего сообщения считается день отправления сообщения электронной почты.

4. Ответственность за получение сообщений и уведомлений вышеуказанным способом лежит на получающей Стороне. Сторона, направившая сообщение, не несет ответственности за задержку доставки сообщения, если такая задержка явилась результатом неисправности систем связи, действия/бездействия провайдеров или форс-мажорных обстоятельств».

❓– В нашей организации планируется проведение обязательных медосмотров сотрудников. Для этого необходимо предварительно отправить в медицинское учреждение список сотрудников с такими данными как: ФИО, дата рождения, место жительства. Обязаны ли мы брать с работников согласие на обработку персональных данных.

✅ – Да, с работников надо взять согласие на обработку персональных данных и передачу их третьим лицам. Обработка персональных данных включает в себя передачу этих данных.

❓– Контрагент планирует заключить с нашей организацией договор поставки. В преамбуле документа указано, что генеральный директор действует на основании приказа. Приказ полномочий никаких не дает, в нем лишь сказано, что такой-то гражданин вступает в должность генерального директора. Можно ли в договоре прописывать «генерального директора, действующего на основании приказа»? Правовые последствия подписания такого договора?

✅ – В договоре правильно прописывать «генерального директора, действующего на основании Устава». Если договор подписывает единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор и пр.), основным документом, подтверждающим его полномочия, является копия протокола общего собрания участников или акционеров о его назначении, также генеральный директор действует на основании устава.

Когда договор подписывает не руководитель, а другое должностное лицо, то к договору прикладывается копия доверенности, на основании которой действует подписант, либо приказа о делегировании ему соответствующих полномочий. В данном случае можно говорить, что договор подписан надлежащим подписантом, так как генеральный директор является единоличным исполнительным органом контрагента и правовых последствий это не повлечет. При проверке полномочий руководителя юридического лица необходимо обратить внимание на его полномочия, закрепленные в уставе организации. Например, его полномочия по совершению гражданско-правовых сделок могут быть ограничены определенной суммой. В результате сделки, совершенные с нарушением такого ограничения, могут быть признаны недействительными. Кроме того, в уставе юридического лица, как правило, указывается срок, на который избирается (назначается) руководитель организации. В связи с этим нужно проверить, чтобы представленные контрагентом решение о назначении генерального директора либо протокол об избрании генерального директора коллегиальным органом юридического лица не были просрочены.

❓– Каков порядок создания комиссии по передаче и списанию основных средств и материальных ценностей в организации?

✅ – Положение о комиссии и ее состав утверждает руководитель организации. Для этого он издает приказ с указанием должностей и фамилий. Должности правильнее указать в приложении к учетной политике, но без фамилий. Это нужно для того, чтобы при смене сотрудников изменить только приказ руководителя.

Елена ЕРМОХИНА,
юрист-эксперт.

©️из газеты «Налоги плюс»


TELEGRAM: 👉https://t.me/soliq_plus

🔰FACEBOOK: https://fb.com/Soliqplusuz



Барча ҳуқуқлар ҳимояланган. Сайтдан маълумот олинганда манба кўрсатилиши шарт.
Условия использования материалов: Все права защищены законами Республики Узбекистан о средствах массовой информации и об авторском праве и смежных правах.

1) Необходимо поставить голубой линк к слову «Soliq plus / Налоги плюс» и направить на наш телеграм канал https://t.me/soliq_plus
2) Неосведомленность об этих правилах не освобождает от ответственности, зафиксированной в соответствующих законодательных актах.