ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

26 января 2020 года вступил в силу Закон Республики Узбекистан «Об инвестициях и инвестиционной деятельности» № ЗРУ-598, подписанный Президентом Республики Узбекистан 25 декабря 2019 года. Этот документ регулирует отношения в области инвестиций и инвестиционной деятельности, осуществляемых иностранными и отечественными инвесторами. В чем его особенности и что изменилось с принятием этого закона, рассказывает заместитель начальника юридического управления Министерства инвестиций и внешней торговли Сардор РУЗИЕВ.

– Ваше министерство является инициатором и разработчиком этого законодательного акта. С какой целью это сделано?

– Министерство инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан определено уполномоченным органом в области государственного регулирования инвестиций и инвестиционной деятельности. Поэтому нами и было инициировано принятие закона, который разработан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, в частности, Министерством юстиции.

Ранее в стране отношения в области инвестиций и инвестиционной деятельности регулировались тремя основными законами: «Об иностранных инвестициях», «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», принятых в 1998 году и «Об инвестиционной деятельности» от 2014 года, а также более 50 подзаконными актами.

Однако, принимая во внимание реформы, проводимые в сфере инвестиций и инвестиционной деятельности, а также исходя из того, что вышеперечисленные законы не позволяли инвесторам в полной мере свободно осуществлять инвестиции, в связи с разбросанностью действующего законодательства, министерством был разработан единый унифицированный Закон Республики Узбекистан, объединяющий в себе все лучшее из трех ранее действовавших законов.

Отмечу, что этот документ не регулирует отношения, связанные с централизованными инвестициями. Правоотношения в области концессионной деятельности, заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, инвестиционных, паевых и венчурных фондов, регулирования рынка капитала, в том числе операций с ценными бумагами, государственно-частного партнерства, специальных экономических зон регламентируются отдельными законами. Он направлен на регулирование отношений в области инвестиций и инвестиционной деятельности, осуществляемых иностранными и отечественными инвесторами.

Законом закрепляются правовые основы, принципы, виды и формы инвестиций и инвестиционной деятельности в системе законодательства Узбекистана, а также вопросы инициирования, заключения, исполнения и расторжения инвестиционного договора с правительством Республики Узбекистан. Вместе с тем, термины и определения в сфере инвестиционной деятельности приводятся в соответствие с общепризнанными международно-правовыми актами.

– В чем его отличие от ранее действующих законодательных актов, регулирующих эти отношения?

– В отличие от старых законов, в принятом документе максимально ясно и четко сформулирован понятийный аппарат, что в свою очередь закрепляет прозрачную и открытую среду для осуществления инвестиционного бизнеса. Так раньше в законодательстве отсутствовало понятие «прямые иностранные инвестиции», при этом такое словосочетание зачастую использовалось в подзаконных актах.

Закон Республики Узбекистан «Об инвестициях и инвестиционной деятельности» состоит из 12 глав и 69 статей. Он определяет меры государственной поддержки, согласно которым инвесторам может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит, инвестиционная субсидия, чего не было до принятия этого закона. Теперь государственные органы, диппредставительства и консульские учреждения республики за рубежом будут информировать и консультировать инвесторов по всем возникающим у них вопросам. На Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства возложено оказание содействия в решении вопросов во внесудебном и досудебном порядке.

Кроме того, устанавливается порядок обеспечения государственных гарантий прав субъектов инвестиционной деятельности и защиты инвестиций, согласно которому государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность субъектов инвестиционной деятельности. Инвестиции и другие активы инвесторов не подлежат национализации, инвесторам гарантируется свободный перевод их денежных средств.

Определено, что в случае, если последующее законодательство ухудшает условия инвестирования, то к инвесторам, в предусмотренных законом случаях, в течение 10 лет применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования.

Важно, что иностранным инвесторам нормами нового закона предоставляются дополнительные права и гарантии. Например, условия для иностранных инвестиций не могут быть менее благоприятными, чем условия для юридических и физических лиц нашей республики или других государств. Иностранные инвесторы имеют право получать вид на жительство и (или) «инвестиционную визу», а члены их семей – гостевую визу на срок действия «инвестиционной визы» на условиях, предусмотренных решениями Президента Республики Узбекистан.

Законом обозначены правовые основы деятельности предприятий с иностранными инвестициями, например, в соответствии с ними на уровне законодательного акта впервые предусматривается мера, согласно которой иностранные инвестиции в иностранных предприятиях должны составлять не менее 15 процентов. Имущество, ввозимое для их собственных нужд, в течение двух лет с момента государственной регистрации освобождается от обложения таможенной пошлиной.

– Какие еще условия предусмотрены для привлечения инвесторов и обеспечения их продуктивной деятельности?

– Законом предусмотрено, что он будет применяться к инвестициям, осуществленным до его вступления в силу только в части наибольшего благоприятствования инвестору, то есть еще раз подтверждается, что закон нацелен на улучшение инвестиционной атмосферы в республике. Им устанавливаются меры государственной поддержки инвестиций и инвестиционной деятельности, в соответствии с которыми инвесторам может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит, при котором он может в течение определенного срока уменьшать налоговые платежи с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и процентов в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан.

Предусмотрена и возможность получения инвестиционной субсидии в форме необходимых инженерно-коммуникационных условий, а также в качестве налоговых и таможенных льгот. Им могут быть предоставлены льготы и преференции (передача объектов на льготной или по нулевой выкупной стоимости, льготы по налогам и платежам, субсидии процентных ставок по кредитам).

– Закон подразделяет виды инвестиций по объектам назначения. С какой целью это делается?

– Инвестиции подразделяются на следующие виды:

✔капитальные – создание и воспроизводство основных фондов, в том числе строительство, модернизация, реконструкция, техническое перевооружение и развитие иных форм материального производства;

✔финансовые – приобре тение ценных бумаг, втом числе акций, корпоративных, инфраструктурных, государственных облигаций и др.;

✔социальные – развитие человеческого потенциала, навыков, производственного опыта и иных форм нематериальных благ.

Это обеспечит конкретизацию направлений инвестиций и формирование различных видов программ развития по их значимости.

– Какие формы инвестирования предусмотрены законодательством?

– Создание юридических лиц или долевое участие в их уставных фондах (уставных капиталах), в том числе путем приобретения имущества и акций (долей). Приобретение ценных бумаг, включая долговые обязательства, эмитированные резидентами Республики Узбекистан. Приобретение концессий, включая концессии на разведку, разработку, добычу или использование природных ресурсов, а также участие в соглашении о разделе продукции. Права собственности, включая такое право на объекты интеллектуальной собственности, авторские права, патенты, товарные знаки, полезные модели, промышленные образцы, фирменные наименования и ноу-хау, деловую репутацию (гудвилл), а также на объекты торговли и сферы обслуживания вместе с земельными участками, на которых они размещены. Приобретение права владения и пользования земельными участками (в том числе на основе аренды) и другими природными ресурсами.

Инвесторы могут осуществлять инвестиции и в иных формах, не противоречащих законодательству.

Инвестиционная деятельность может осуществляться посредством сочетания различных форм вложения инвестиций. Изменение форм, в которые первоначально или повторно вкладываются инвестиции, не приводит к изменению их квалификации в качестве инвестиций.

– Что такое инвестиционные ресурсы?

– К инвестиционным ресурсам относятся денежные (включая иностранную валюту) и иные финансовые средства, включая кредиты, паи, доли, акции и другие ценные бумаги; движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование, машины и другие материальные ценности) и права на них; объекты интеллектуальной собственности, в том числе запатентованные или незапатентованные (ноу-хау) технические, технологические, коммерческие и иные знания, оформленные в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимые для организации того или иного вида производства, а также права владения и пользования земельными участками и другими природными ресурсами, и вытекающие из прав собственности иные вещные права.

– Какими нормами закона обеспечиваются государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защиты инвестиций?

– Документом определено, что государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность субъектов инвестиционной деятельности. Инвестиции и иные активы инвесторов не подлежат национализации, а также реквизиции (экспроприации), за исключением случаев стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и др.

Доходы субъекта инвестиционной деятельности могут быть, после уплаты налогов и платежей, реинвестированы или использованы любым иным способом по его усмотрению. Инвесторам гарантируется свободный перевод денежных средств в иностранной валюте в республику и из нее при условии уплаты ими налогов и платежей, в том числе конвертация валюты для репатриации.

При прекращении деятельности иностранный инвестор имеет право на свободную репатриацию в денежной или натуральной форме своих активов без ущерба для выполнения обязательств в отношении Узбекистана либо других кредиторов.

– Сколько инвестиций освоил Узбекистан в 2019 году?

– По итогам прошлого года за счет всех источников финансирования объем освоения инвестиций составил 220,7 трлн сумов, превысив годовые прогнозные показатели в 2 раза. Объемы инвестиций в основной капитал составили 189,9 трлн сумов, продемонстрировав темпы роста к аналогичному показателю 2018 года – в 1,3 раза. Доля объема инвестиций в основной капитал в структуре ВВП увеличилась до 36,2% и составила 42,1%.

Введены в эксплуатацию порядка 2,8 тысячи объектов социального, инфраструктурного и производственного назначения. Из них 145 крупных производственных объектов, 167 крупных региональных проектов, 2,5 тысячи социальных и инфраструктурных объектов.

Значительный прирост показателей инвестиционной деятельности обусловлен увеличением притока и освоения иностранных инвестиций и кредитов в объеме $13,3 млрд. Из них прямые иностранные инвестиции – $9,3 млрд (в т.ч. в основной капитал – $6,6 млрд), средства международных финансовых институтов – $4 млрд (в т.ч. в основной капитал – $3,2 млрд). Причем доля освоенных прямых иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций выросла до 37%.

– Из каких стран, в основном, поступали инвестиции в нашу страну и в какие отрасли они инвестировали средства из-за рубежа?

– Основными иностранными партнерами по привлечению в республику инвестиций стали КНР, Россия и Германия.

Надо обратить внимание на то, что при этом общее число стран-инвесторов в экономику Узбекистана перевалило за 50, за счет чего доля крупнейших стран-инвесторов снизилась до 34% от общего объема привлеченных прямых иностранных инвестиций и кредитов.

Активный рост привлечения прямых иностранных инвестиций по сравнению с прогнозными показателями 2018 года наблюдался в электротехнической (в 7,5 раза), металлургической (в 4,6 раза), текстильной отрасли (в 2,5 раза), кожевенно-обувной (в 2,1 раза) и нефтегазовой (в 2 раза) отраслях.

– Спасибо за подробный рассказ. Надеемся, что с принятием закона, обеспечивающего защиту прав и интересов инвесторов, их количество значительно увеличится.

Александр АРИСТОВ,
собственный корреспондент.


TELEGRAM: 👉https://t.me/soliq_plus

🔰FACEBOOK: https://fb.com/Soliqplusuz



Барча ҳуқуқлар ҳимояланган. Сайтдан маълумот олинганда манба кўрсатилиши шарт.
Условия использования материалов: Все права защищены законами Республики Узбекистан о средствах массовой информации и об авторском праве и смежных правах.

1) Необходимо поставить голубой линк к слову «Soliq plus / Налоги плюс» и направить на наш телеграм канал https://t.me/soliq_plus
2) Неосведомленность об этих правилах не освобождает от ответственности, зафиксированной в соответствующих законодательных актах.